Иконостас XVII века в Новодевичьем монастыре: впервые выставлен памятник русского барокко

В московском Новодевичьем монастыре открылись две новые экспозиции. Одна из них — «Огненные языки благодати» — представляет более пятидесяти икон XVIII века из иконостаса храма Сошествия Святого Духа Новодевичьего монастыря. Иконы ранее никогда не были доступны зрителям: этот храм предназначался для членов царской семьи, пребывавших в обители, и молиться в нем могли немногие.

После передачи всего комплекса Новодевичьего монастыря Московской епархии в стенах обители был создан церковный музей; иконы из храма Сошествия Святого Духа были отреставрированы.

На открытии выставки в Ирининских палатах митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий отметил, что после полной передачи комплекса монастыря от Исторического музея Церкви в нем посчитали необходимым продолжить выставочную деятельность, так что за прошедшие месяцы состоялись уже несколько выставок. Открываемая ныне выставка икон из храма Сошествия Святого Духа подготовлена в тесном сотрудничестве со специалистами Исторического музея.

 Алексей Левыкин и митрополит Ювеналий

Директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин также подчеркнул важность плодотворного сотрудничества Церкви и музея.

Александр Конов
 Александр Конов

Заслуженный художник России Александр Конов, автор художественной концепции и оформления выставки, поясняет: «Здесь нет ничего случайного. Это очень простой материал, но от этого он становится очень сложным. Серый цвет, который мы выбрали как фон, на самом деле отсутствует в православии, а выставка построена на содержании и философии православия. Наоборот, я взял серый цвет, чтобы он работал максимальной нейтральностью своего фона. Если бы мы взяли бежевый или другой цвет, он начал бы путаться с цветовой гаммой икон. Главный персонаж выставки – свет». Огонь Пасхи и огонь Троицы – вот те «огненные языки благодати», давшие название выставке. Александр Конов считает важной для зрителя возможность заглянуть «по ту сторону» иконостаса, что обычно доступно только священнослужителям и реставраторам. Обратная сторона Царских Врат, ангелов с навершия иконостаса, Распятия – все это «живет своей жизнью». Такая возможность сохранится недолго – выставка вернется на свое место, иконы будут снова вставлены в иконостас. Собственно, одна из целей их изъятия – возможность реставрации иконостаса.

Духовской храм, находящийся во втором ярусе трапезной Успенской церкви Новодевичьего монастыря, относится к редкому в архитектуре русских монастырей типу постнических церквей и не предназначен для посещения мирянами. В ХХ веке иконы были доступны только специалистам-реставраторам. В настоящее время доступ в храм также имеют только специалисты: туда ведет внутристенная винтовая лестница и проход через чердак, поэтому массовое посещение Духосошественской церкви не представляется возможным.

В экспозиции представлены не только традиционные для русского высокого иконостаса местный, деисусный, праздничный, пророческий, страстной ряды икон, но и иконы так называемого подместного ряда, в числе которых такие нечасто встречающиеся в составе иконостаса сюжеты, как «Обращение Савла», «Чудо Евстафия Плакиды», «Бегство в Египет», «Жертвоприношение Авраама», «Старец Зосима у преставившейся преподобной Марии» и другие. При этом иконы «подместного» ряда напоминают живопись голландцев: жанровые сцены вписаны в пейзаж, который ничуть не меньше, чем персонажи, занимает внимание художника. Иконописца при этом не смущает, что «пустыня», где лев помогает старцу Зосиме выкопать могилу для преподобной Марии Египетской, скорее напоминает цветущий оазис с высокими деревьями.

 Подместный ряд. Чудо Евстафия Плакиды. Дерево, масло. XVIII век.
 
  Подместный ряд. Бегство в Египет. Дерево, масло. XVIII век.
 
  Подместный ряд. Жертвоприношение Авраама. Дерево, масло. XVIII век.
 
  Подместный ряд. Жертвоприношения Авраама. Фрагмент. Дерево, масло. XVIII век.

В некоторой мере иконы отражают восприятие иконописцами священных текстов «на слух». Например, свиток, который держит премудрый царь Соломон, гласит: «Премудрый созда себе дом и утверди столпов седмь» — это искаженная цитата из часто читаемого за богослужением отрывка из ветхозаветной книги Притч.

 

На выставке также есть материалы, помогающие неподготовленному зрителю – об устройстве иконостаса, структуре храмового пространства.

Заместитель руководителя научной секции Императорского Православного Палестинского Общества Ритта Бутова, участвовавшая в подготовке выставки, считает, что иконы в храме Сошествия Святого Духа сохранились потому, что мало кто предполагал, что в помещении над трапезной палатой Успенского храма может что-то быть. Духосошественский храм был освящен в 1687 году Патриархом в присутствии двух митрополитов, нескольких епископов и всей высшей знати того времени. В 18 веке он горел, следы гари и пожара были видны и реставраторам в процессе подготовки выставки, особенно на венчающем иконостас кресте. Края креста опалены сильным жаром. Многие иконы были дописаны позже основного наполнения иконостаса.

Ритта Бутова отмечает сложность задачи – показать вертикальный иконостас в пространстве экспозиции в один ряд. При этом сохранена структура – то, что было слева или справа от Царских врат, слева или справа и осталось. Центром экспозиции стали прекрасно отреставрированные Царские врата, по которым можно видеть всю сложную историю иконостаса: часть изображений в них XVII, часть XVIII, а часть даже XIX века.

Иконостас очень разнообразен по технике исполнения и по материалам: есть иконы на жести, на дереве, иконы, написанные в европейской традиции. «Любители византийской иконописи будут разочарованы пророческим и деисусным чином – они написаны в совершенно барочном стиле». Иконы достались реставраторам в сложном состоянии – «реставраторы просто совершили подвиг, подготовив их к экспонированию в абсолютном соответствии с жесткими указаниями Исторического музея», — говорит Ритта Бутова.

Организаторы надеются, что выставка будет важным научным и культурным событием, т.е. привлечет внимание не только специалистов – искусствоведов и историков, не только туристов, посещающих Новодевичий монастырь, но и множество москвичей и гостей города.

  Подместный ряд. Преподобный Зосима у тела преставившейся преподобной Марии Египетской.
Дерево, масло. XVIII век.
 
  Подместный ряд. Преподобный Зосима у тела преставившейся преподобной Марии Египетской.
Фрагмент. Дерево, масло. XVIII век.
 
 Праздничный ряд. Сошествие во ад.
Организаторы выставки также хотели показать резное деревянное убранство иконостаса

Вторая выставка, открытая в тот же день в Ирининских палатах Новодевичьего монастыря, называется «Московская епархия вчера и сегодня»: на ней можно увидеть документы и фотографии, ужаснуться варварству, когда осквернялись и разрушались храмы, но более того – удивиться возрождению церковного Подмосковья.

 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале