Решение Москомнаследия: комментарий Рустама Рахматуллина

Департамент культурного наследия города Москвы решил аннулировать все выданные ранее разрешения на снос или частичную разборку строений, расположенных в охранных зонах или зонах строгого регулирования застройки. Поводом для этого послужил незаконный снос фасада дома архитектора Кольбе на Большой Якиманке, который не смогли остановить защитники исторического облика Москвы и руководство Москомнаследия. Мы попросили координатора общественного движения «Архнадзор», москвоведа Рустама Рахматуллина прокомментировать решение Департамента.

- Общественное движение «Архнадзор» категорически поддерживает решение об аннулировании старых согласований и разрешений Москомнаследия. Без этого предварительного шага невозможно спасти старую Москву.

В заявлении Москомнаследия речь идет, прежде всего, о проектах c частичной или полной разборкой зданий в объединенных охранных зонах, в зонах регулируемой застройки, независимо от охранного статуса этих зданий. То есть речь идет не столько о памятниках архитектуры, сколько о сохранении исторической среды.

Защита среды всегда отступала на второй план перед защитой памятников. Мы годами пытались объяснить прежнему правительству Москвы, что нужно сохранять памятники. Тогда проекты сноса до фасадной стены доходных домов, не являвшихся памятниками, на фоне откровенного вандализма по отношению к статусным памятникам, выглядели как меньшее из зол. Но сейчас, когда власти Москвы осознали неприкосновенность статусных памятников, пора переходить к защите исторического города в целом.

Что движет застройщиком, сносящим исторический дом до фасадной стены или целиком, с воссозданием этой самой стены в новоделе? Почти всегда такие проекты мотивированы желанием иметь подземную парковку, не возиться с перекрытиями, создать улучшенную планировку и комфортность. Инвесторское давление часто приводило к тому, что здания, объективно являющиеся памятниками, не получали охранного статуса или лишались его. А градостроительные регламенты, разработка которых должна предшествовать проектированию, разрабатывались под готовые эскизы. Если подобные проекты не пересматривать, то «случай Кольбе» будет повторяться с регулярностью. Но ревизия не означает отказ от всех проектов – часть из них получит подтверждение, часть будет скорректирована.

Кроме того, не забудем, что Москомнаследие обнаружило в своих архивах взаимоисключающие согласования по дому Кольбе, в том числе – противоречащие закону, и назначило внутреннее расследование. Это еще одна причина ревизии.

Главное, что идею поддержал мэр. Только с поддержкой мэра Москомнаследие сможет выдержать давление инвесторов и других застройщиков. А давление будет колоссальное.   

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале