Меняется ли отношение молодежи к Церкви?

Ответ на этот вопрос дают результаты исследования, проведенного социологами службы социально-религиозных данных «СРЕДА». Ими было опрошено около 1500 человек из 44 субъектов Российской Федерации. 40% респондентов считают, что молодые люди в нашей стране стали лучше относится к Русской Православной Церкви. Чаще других так думают женщины, пенсионеры, москвичи и граждане, занятые в сфере науки и образования. Об ухудшении отношения сказали 11% процентов опрошенных.

Как сообщает служба «СРЕДА», из 40% позитивно ответивших россиян 45% - женщины, а 33% - мужчины. Оптимистами оказались и пенсионеры. А вот респонденты моложе 35-ти лет говорили об улучшении отношения молодежи к Церкви несколько реже.

Положительно настроены россияне, профессионально занимающиеся умственной деятельностью. «Отношение молодежи к Церкви улучшилось», - сказала почти половина респондентов, занятых в сфере науки и образования.

Православные респонденты чаще согласны с тем, что отношение молодежи к Церкви изменилось в положительную сторону. Среди православных, положительно ответивших на вопрос, преобладают те, кто участвует или готов участвовать в приходской жизни.

Граждане, оптимистично оценивающие ситуацию, несколько чаще живут в Центральном федеральном округе (45 %). В том числе и в самом «сердце России»: москвичи чаще, чем жители других населенных пунктов, говорят о том, что молодежь в последнее время стала позитивнее относиться к Русской Православной Церкви.

26% россиян считают, что отношение молодежи к Церкви за последнее время не изменилось. Чаще всего так думают студенты и учащиеся (39%), жители крупных городов (от 250 до 1 млн. человек (39%), жители Южного и Северокавказского (39%) и Дальневосточного округов (39%).

Всего лишь 11% опрошенных высказали мнение, что молодежь стала хуже относится к Русской Православной Церкви. По числу граждан, пессимистично смотрящих на ситуацию, лидирует Дальневосточный округ (30%). Чаще, чем остальные, говорят об ухудшении отношения молодежи к Русской Православной Церкви респонденты, получающие  3 тысячи и менее рублей в месяц, а также граждане, не имеющие детей. Наоборот, многодетные россияне, у которых в семье трое и более детей, реже давали отрицательный ответ.

Не имеют конкретной позиции по данному вопросу 23% опрошенных. Чаще прочих затруднение с ответом возникало у рабочих (28%), респондентов, занятых в промышленном производстве (30%) и мусульман (34%). При этом мусульмане и граждане, поддерживающие КПРФ, реже, чем остальные говорили о том, что отношение молодежи к Церкви ухудшилось.

Как оказалось, уровень образования в целом не влияет на результаты ответов:  россияне, имеющие за плечами лишь среднюю школу, отвечали так же, как и те, у кого есть диплом об окончании высшего учебного заведения.

Результаты опроса комментируют

Владимир Легойда, председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата:


- Этот опрос интересен в первую очередь тем, что он показывает взгляд старшего поколения на отношение молодежи к Церкви. С одной стороны, на мой взгляд, те 40% респондентов, кто считает, что это отношение улучшилось, в какой-то степени выражают в своих ответах и собственное отношение к Православию. То есть и у этих 40% опрошенных их личное отношение к Русской Православной Церкви хуже не стало. С другой стороны, эта группа людей, говоря о молодежи, основывается и на определенных фактах, наблюдениях за молодежной средой, которые позволяют прийти к таким выводам.

В свою очередь, я как человек, в течение 15 лет работающий со студенчеством, могу сказать, что интерес молодых людей к религии и Церкви довольно стабилен. Большое число вузовской молодежи воспринимает веру всерьез. И это прекрасно, это значит, что студентам, приходящим к вере, открывается интеллектуальная кладовая христианства, они не проходят мимо этого богатого источника. С этим процессом лично я связываю большие надежды, поскольку, на мой взгляд, в отношениях Церкви и академического сообщества сегодня существуют определенные проблемы, связанные с незнанием некоторыми нашими учеными этой христианской интеллектуальной оставляющей.

В то же время я не считаю, что отношение молодежи к Церкви, религии и вере беспроблемно. Проблемы во многом связаны с определенными возрастными характеристиками. Ряд молодых людей по-прежнему воспринимает Церковь как «одно большое нельзя». С одной стороны, этот стереотип очень устойчив, но с другой – он не описывает реальное положение вещей. И задача Церкви, конечно, в первую очередь состоит в том, чтобы донести сегодня до каждого человека, в том числе и молодежи, адекватную информацию о ценностях веры и нормах церковной жизни.

Иеромонах Димитрий (Першин), эксперт Синодального отдела по делам молодежи Московского Патриархата:


-Те данные, согласно которым образованные пенсионеры в большей степени, нежели молодежь, убеждены в добром отношении молодежи к Церкви, говорят о том, что они проецируют себя в то время, когда сами были молодыми. Вот они бы на месте нынешней молодежи рискнули войти в мир Андрея Рублева и Феодора Достоевского, Георгия Свиридова и Вячеслава Бутусова, поскольку он гораздо интереснее и подлиннее всего того, что предлагает массовая культура. Но то, что очевидно для людей, проживших жизнь, далеко не столь очевидно для тех, кто лишь в первой трети пути. 

Молодежь опасается любой идеологии, любого внешнего вмешательства в её жизнь, и ничем не хотела бы ограничивать себя, в том числе, и христианством. Для образованных людей старшего возраста не составляет сложности различить пространство идеологии и общения с Богом, для молодежи это пока еще затруднительно. Вот почему молодые люди реже, чем представители более старшего поколения, дают положительный ответ.

То, что 39% студентов и учащихся говорят о стабильности в отношении молодежи к Русской Православной Церкви, на мой взгляд, объясняется стремлением к культурной идентификации, которая не зависит от религиозного выбора. Это выбор христианских ценностей, а не жизни во Христе. В том, что наши «очкарики» не спешат пройти этот путь между этикой и Богом, во многом повинны именно мы, люди Церкви, призванные к молодежной миссии, которую не ведем. Вот почему данные не меняются.

С другой стороны, чудом является то, что без каких-то особых усилий, молодежь свой, пусть ценностный, выбор сделала в пользу столь не популярного ныне христианства.

Чудо это еще и потому, что этот выбор ей нередко приходится делать не благодаря, а вопреки всему тому, что мимикрирует под благочестие. В частности, вопреки практике принуждать студенчество светских вузов «посещать богослужения», чтобы «наполнить храм». К сожалению, духовенству не всегда удается вовремя пресекать подобное, присущее иным ректорам, стремление использовать студентов как овечек для потемкинской деревни. В итоге нарушение фундаментальных гражданских прав порождает протест, когда-то побудивший Пушкина написать «Гаврилиаду» и на два столетия отлучивший свободомыслящую русскую интеллигенцию от Церкви. Очень бы хотелось надеяться,  что уроки двух национальных катастроф XX века не позволят наступить на те же грабли в наши дни.

В общем и целом данные опроса говорят о том, что молодежь и тот её негативный образ, который формируют СМИ, это «две большие разницы». А вот то, сможет ли реальная молодежь окончательно растождествить себя с виртуальной и стать настоящей, такой, от лица которой пел Кинчев: «Я иду по своей земле к Небу, которым живу», - это во многом зависит от того, насколько настоящей, действительно христианской и праведной, будет жизнь в Церкви.

Диана Гурцкая, певица, Заслуженная артистка Российской Федерации:


-Сегодня становится все больше людей, которые знания о вере, о Церкви черпают преемственно: от своих родителей, с самого детства, - а не «открывают» для себя  Церковь во взрослой жизни, как это было  у более старшего, советского поколения.

К тому же Церковь, мне кажется, перестала восприниматься молодежью, как нечто далекое от современности, сугубо «фольклорно-историческое». Это происходит благодаря тому, что Церковная жизнь прочно вошла информационное пространство. О ней говорится в тех, же, скажем, новостных телевыпусках, как о естественной и неотделимой части бытия общества.

В незначительной  степени можно сказать о «моде на Церковь», когда молодой человек начинает ходить в храм, искать духовника, присутствовать на церковных мероприятиях потому, что так принято делать в его окружении. Но все-таки я уверена – по большей части молодежь с пониманием и вниманием смотрит в сторону Церкви.

Более того, я  знаю очень много молодых людей, которые просто уже  не мыслят себя без Церкви: она стала неотделимой частью их жизни. И все это внутренне глубоко, искренне, не на показ. Церковь становится необходимой молодежи – в том числе, как и защита от все более навязчивой агрессивности окружающего мира, от постоянных стрессов.

Тот факт, что молодежь отвечала положительно немного реже, чем более старшие граждане, – сигнал церковной общественности, что надо активнее привлекать представителей молодого поколения. Но привлекать не в стиле советских времен, когда за громкими лозунгами, стремлением «охватить массы» - в итоге ничего не оказывалось. Здесь нужен неформальный, искренний подход, ведь говорить о Настоящем нужно настоящими, искренними словами.

Хотела бы особо отметить ту форму общения с молодыми людьми, которую избрал Святейший Патриарх Кирилл. Думаю, что все помнят его встречу со студентами в Санкт-Петербурге. Искренность и разговор на понятном языке, - это именно то, что нужно сегодня нашему подрастающему поколению, что найти свою дорогу к храму.

Немаловажно в данному случае  и присутствие основ православной культуры в школьной программе, но опять же, чтобы предмет не превратился для учеников в скучную «обязаловку».

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале