Разделение Церквей: ошибка или трагедия?

30% россиян считают разделение христиан на православных, католиков и протестантов исторической ошибкой, которая может и должна быть исправлена. 39% опрошенных ничего не могут сказать по этому поводу, и еще 31% граждан не считают это ошибкой, нуждающейся в исправлении. Такие результаты были представлены службой социально-религиозных данных «СРЕДА» после всероссийского опроса.

Респондентам был задан такой вопрос: «Верным или неверным, с Вашей точки зрения, является следующее утверждение: разделение христиан на православных, католиков и протестантов – историческая ошибка, которая может и должна быть исправлена».

30% россиян согласились, что разделение христиан на православных, католиков и протестантов является исторической ошибкой, которая может и должна быть исправлена. Несколько чаще среднего соглашались с этим утверждением православные христиане, принадлежащие к Русской Православной Церкви. Однако самый высокий процент согласившихся с этим утверждением был обнаружен среди православных христиан, участвующих в приходской жизни (43%).

Чаще о разделении христиан на православных, католиков и протестантов как об исторической ошибке говорили женщины, жители городов и респонденты, проживающие в Сибирском и Северо-Кавказском федеральных округах. Также ошибкой разделение христиан видят граждане, которых, казалось бы, мало что связывает: предприниматели и малообеспеченные респонденты, не всегда способные найти деньги на одежду и обувь. Зато самые обеспеченные из опрошенных (россияне, которые могут позволить себе покупку автомобиля), чаще не согласны с утверждением, будто разделение христиан – это ошибка, которую надо исправлять.

Не считают исторической ошибкой разделение христиан на православных, католиков и протестантов 31% россиян. Несколько чаще так считают мужчины, граждане, поддерживающие ЛДПР, неверующие респонденты, жители Уральского и Приволжского федеральных округов.

Также реже считают разделение христиан ошибкой жители сел и поселков городского типа, а так же респонденты, занятые в сельском, лесном и рыболовном хозяйстве.

Уровень образования респондентов в целом не оказал влияния на их ответы. Однако среди граждан, окончивших только школу или имеющих неполное среднее образование, опрашиваемые чаще говорили о том, что не имеют конкретного мнения по этому вопросу. Образованные респонденты спокойно, без каких-либо явных предпочтений, поделились на тех, кто считает разделение христиан на православных, католиков и протестантов исторической ошибкой, тех, кто данное явление ошибкой не считает, и тех, кто вообще ничего не думает по этому поводу.

39% опрошенных не имеют конкретной позиции по данному вопросу. Среди тех, кто чаще не мог определиться с ответом – россияне от 65 лет и старше (45%), респонденты, разделяющие взгляды КПРФ (52%), неработающие пенсионеры и самые бедные из опрошенных, которым не хватает денег даже на еду (48%). «Затрудняюсь ответить» чаще говорили жители Центрального (46%) и Дальневосточного (50%) федеральных округов.

Результаты опроса прокомментировал священник Димитрий Сизоненко, исполняющий обязанности секретаря Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межхристианским отношениям:

- Разделение христиан - это грех, раздирающий Церковь и ослабляющий силу христианского свидетельства в атеистическом мире. Отсутствие евхаристического общения между Православной и Католической церквами, а также отступление от основополагающих принципов христианской морали, которые мы сегодня наблюдаем во многих протестантских общинах, лишь метафорически можно назвать «исторической ошибкой». Это трагедия, это рана, которая подлежит врачеванию.

Хорошо известно, что разномыслия в Церкви существовали с самого начала. Более того, христианам Коринфа апостол Павел говорит, что надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные (1 Кор.11:19). Разумеется, речь здесь идет не о тех разногласиях, которые ставят под вопрос непреложные истины веры или нравственности.

Между Западной и Восточной Церквами на протяжении всего первого тысячелетия христианства существовали культурные и языковые различия, но до 1054 года они не приводили к окончательному разрыву церковного единства. Очевидно, к разделению между Западом и Востоком привели более глубокие причины, они и до сих пор остаются препятствием на пути к восстановлению заповеданного Богом внутреннего единства между христианами.