Дом, который построил Мельников

Собор Василия Блаженного, Московский Кремль, Манеж, Красная площадь... Стыдно признать, но для многих из нас словосочетание «архитектура Москвы» ассоциируется только с лубочными картинками центра города. А между тем она больше, полнее.
Есть тайная красота Москвы. Красота, которая открывается тем, кто к ней стремится. Но у нас как-то все времени нет, и остается она от наших глаз скрытой.

Об этой Москве порой куда больше знают иностранцы. Те, кто могут определить эпоху, в которое было построено здание, а часто и назвать архитектора. Те, кто приезжают и идут к дому по адресу Кривоарбатский переулок, дом десять, зная, что это - дом Мельникова. Им, художникам, ученым и просто любителям и ценителям архитектуры, наверняка бесконечно больно видеть то, что с домом происходит. А еще больнее думать о том, что когда-нибудь это удивительное здание можно будет увидеть только в учебниках и на репродукциях.

Думаю, вы уже успели задаться двумя вопросами: чем же знаменит дом Мельникова и кто такой был Мельников сам?

Константин Мельников, архитектор, постоянно строил какие-то необычные здания (округлый клуб им. И. В. Русакова, клуб завода «Каучук», павильон «Махорка» для Всероссийской сельскохозяйственной выставки 1923 г., ажурный, почти сквозной павильон СССР на Выставке декоративного искусства и промышленности в Париже 1925 г.). Посмотрев на эти здания, уже самые ранние исследователи отнесли Мельникова к конструктивистам - к тем, кто решил «конструировать реальность», экспериментируя с формой здания. Мельников об этом знал, но думал больше не о том, к какому стилю отнесут его работы, а о том, чтобы создать здание, о котором мечтал. Здание, не стесненное заказом: свой дом. Этот дом - воплощенная в камне история творческого поиска, который длился всю жизнь.

Он еще в проекте стал открытием. «Опытно-показательное сооружение», - отметили в планах чиновники и выделили землю в самом центре Москвы, в зеленой тишине арбатских переулков. Шел 1927 год. В 1929-м Мельников завершил строительство.  

Основанием дома Мельников сделал две пересекающиеся окружности. С тех пор он имеет уникальную форму двух врезанных друг в друга цилиндров. Так решалась проблема создания максимального внутреннего объема при минимальной площади здания.

Круг в плане Мельникова - вызов привычному, узаконенному, классическому. На фоне старых арбатских домиков строение было нонсенсом, шоком. Загадочное, непонятное, удивительное здание своим белым существованием нарушало привычную перспективу улицы. Оно действительно - как с другой планеты. Диковина.

Но сильнее поражает воображение внутреннее пространство дома. Еще одним открытием Мельникова стал свет. Легендарные 38 шестиугольных окон, которые для солнечных лучей - как драгоценная оправа. Они впускают свет молчаливо, но если стоять внутри долго в солнечный день, то кажется, что слышишь музыку. Не это ли - музыка Архитектуры?

Свой дом Мельников строил для семьи. Для  собственной семьи: жены и двоих детей. Он был не только Художником и строителем - он был и Хозяином своего творения. Жизнь человека в этом доме должна была быть совершенной. В доме была воздушная система отопления, мусоропровод, кладовая, погреб и даже телефон (переговорная трубка), по которому переговаривались из кухни со всеми комнатами. Внутренний образ дома завершался интерьером: сюда Мельников привез собственную антикварную коллекцию мебели из красного дерева русской работы XIX в., которую собирал долгое время.

В доме и по сей день сохранились кружевные салфеточки, которые вышивала жена архитектора, на стенах - работы его сына. Как справедливо замечает Григорий Ревзин, для нас, детей XXI века, этот дом - свидетельство эпохи, живая память о том, как жили москвичи 30-х годов ушедшего столетия.

Дом стал последней работой архитектора. После него Мельников пытался заняться проектом Дворца Советов, принял участие в проектировании павильона СССР на выставке Montreal Expo в 1967 г., но сам так ничего и не построил. Он умер в 1974 г. Дом достался в наследство сыну и дочери художника. С этого времени начинается новая эпоха в его судьбе.

Виктор Мельников всю свою жизнь посвятил тому, чтобы сберечь наследство отца в самые сложные годы. Дом пережил Великую Отечественную, но самый нелегкий период выпал на другое время - два последних десятилетия.

Более 30 лет художник Виктор Мельников водил экскурсии по дому и всеми возможными способами пытался привлечь внимание государства к наследию отца. Дом ремонтировали. Но состояние его не улучшилось, скорее наоборот. Вслед за последним ремонтом в доме обвалился потолок, треснул фундамент и перестала работать система отопления.  

Однако самое сложное поджидало Круглый Дом дальше. Виктор Константинович Мельников до последнего вздоха переживал о судьбе наследия. И боялся предательства. Заподозрив одну из дочерей в том, что она «обманным путем» заставила его подписать дарственную на дом, художник сначала завещал его другой дочери, а потом и вовсе отказал им в завещании и передал дом государству, поставив условием организацию в нем музея Константина Мельникова.

В. К. Мельников умер в феврале 2006 года. С этого момента будущее дома повисло в воздухе. Трое наследников, подпершись Гражданским кодексом, завели тяжбу. В их многочисленных спорах, сплетнях и обсуждениях на страницах газет теряется самое главное: дом Мельникова.

Главная проблема создания музея - отсутствие денег у государства. Практически не приходится сомневаться в том, что рано или поздно здание будет передано в его ведомство. Слишком высок его культурно-исторический ранг. Дом Мельникова находится в перечне объектов ЮНЕСКО, которым угрожает разрушение.  

Но что станет с ним после передачи государству? В нашей стране нет опыта реставрации зданий, строившихся конструктивистами 1920-х. Сможем ли мы сохранить дом в его первозданной красоте - вопрос, который не должен оставаться без ответа.

Потому что искусство должно жить вечно.

...

При работе над статьей использовались книги О. С. Хан-Магомедова («Константин Мельников», «Кривоарбатсий пер., д. 10») и материалы сайта http://www.archi.ru/

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале