Епископ Пантелеимон (Шатов): Беда народа – что многие воспользовались свободой неправильно

О своем отношении к событиям, связанным с установлением празднования Дня России, их смысле и итогах «Татьяниному Дню» рассказывает председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон (Шатов).

21 год назад, 12 июня 1990 года, первым Съездом народных депутатов РСФСР была принята «Декларация о государственном суверенитете РСФСР». Год спустя, ровно 20 лет назад, первым Президентом суверенной России был избран Борис Николаевич Ельцин. Еще год спустя 12 июня стало праздничной датой как «День принятия декларации о государственном суверенитете России». Позднее праздник утратил свое двусмысленное название, став просто «Днем России», однако до сих пор его очень часто именуют «Днем независимости», хотя сам праздник официально так никогда не именовался. Сегодня в России у многих – от коммунистов до монархистов – к этой дате отношение весьма неоднозначное, очень часто этот день рассматривается как негативное событие, ускорившее процесс распада некогда единой державы. С другой стороны, этот же день привел к освобождению нашего народа от власти, открыто исповедовавшей безбожную идеологию, власти, ответственной за гибель тысяч новомучеников, разрушение сотен храмов. Увы, это освобождение не привело к столь чаемому многими православными людьми возрождению христианской государственности. О своем отношении к сегодняшней дате, смысле и итогах этого события «Татьяниному Дню» поведал председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон (Шатов).

- В 90-е годы рухнул безбожный тоталитарный строй. Может быть, с ним кто-то и боролся, но рухнул он не потому, что кто-то его уничтожил, а потому, что он сгнил изнутри. В результате этого обвала мы получили свободу. Самый ценный дар Божий, какой есть у человека, - это свобода: в свободе человек уподобляется Богу. Нельзя говорить, что обретение свободы - чья-то заслуга. Это заслуга мучеников ХХ века, которые молятся за нашу страну.

В советское время мы не могли воспитывать детей в Православии, не могли помогать больным, не могли говорить о своей вере, не могли печатать книги – ничего не могли. Используя новую свободу, мы все можем.

Но как мы используем эту свободу, зависит от нас. То, что ее стали использовать бандиты, корыстные люди, жулики и всякого рода мошенники, - это их вина, а не только вина прежнего строя, который не приучил их к свободе. Беда народа – что многие воспользовались свободой неправильно. Но как мы не можем сказать, что в первородном грехе Адама и в отпадении дьявола виноват Бог, хотя свобода была условием того, что произошло, так же и здесь: получив свободу, человек может пойти помогать другим, может жить свободно и счастливо, может трудиться на благо родины и жертвовать собой, а может все сгребать под себя, убивать и насильничать. Поэтому свобода – это искушение и ответственность.

Что касается веры и Церкви – мы можем назвать сегодняшнюю Россию наследницей России тысячелетней. Для русского народа новое обретение Православия – это продолжение традиции. Что касается государственного строя и политической системы – мы не можем так сказать, потому что монархический строй нельзя сравнить с нынешним. Что касается культуры, которая была  у людей до революции, и уровня нравственной жизни, - тоже нельзя сказать, что мы являемся наследниками того, что было, перепрыгнув через голову советского периода. В каких-то аспектах мы продолжаем традицию, ее продолжают отдельные люди, а в каких-то аспектах преемства нет. Многие люди называют себя православными, но по сути таковыми не являются и о Православии ничего не знают.

Записала Александра Сопова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале