"Отражение неба" Беседа с игум. Петром (Мещериновым) о музыке и не только...

Музыка - универсальный язык, не требующий перевода, моментально достигающий души. И очень важно, кто и о чем на этом языке говорит. Казалось бы, о пользе классики и вреде «попсы» уже сказано достаточно, но специалист всегда раскрывает тему на новом уровне...

Беседа с о. Петром (Мещериновым) о музыке и не только

Музыка - это универсальный язык человечества. Он не требует перевода. Об этом в полном согласии говорят все музыканты, философы, искусствоведы. Но как мы пользуемся этим языком? Какие смыслы он способен открыть нам? Музыкой проникнуты все церковные богослужения. Что происходит с этим «языком», когда он раскрывается и впитывает в себя  христианское вероучение? Об этом мы поговорили с игуменом Петром (Мещериновым), заместителем руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодёжи и руководителем Школы молодёжного служения. Он родился в семье музыкантов, закончил консерваторию, музыка - его родная стихия. И через весь свой сознательный возраст он пронес любовь к Баху, величайшему творцу духовной музыки.

- Отец Петр, когда человек становится верующим, когда он приобретает определенный духовный опыт, он воспринимает музыку не так, как раньше?

- Да, определенно по-другому. Музыка (я имею в виду музыку настоящую - классическую, а не поп-музыку и прочую) сама по себе как искусство обладает очень большим воздействием на человека - воздействием непосредственным. Это наиболее тонкое, гармоничное искусство; наименее вербальное или связанное с чем-то конкретным (как архитектура или живопись, например). Музыка более «абстрактна» и, может быть, поэтому более глубоко действует на душу. Но вся классическая музыка, во-первых, исторически имеет своей основой церковное содержание, а во-вторых, с точки зрения эстетической, если брать определение святителя Феофана, что искусство есть отражение неба, то музыка как раз и является отображением каких-то очень глубоких основ гармонии, заложенных Богом в творении. Поэтому музыка способна отображать божественный порядок. Конечно, это могут и другие искусства, в частности та же архитектура, особенно средневековая. Она сознательно и занималась тем, что отображала небесный порядок на земле. Но в наибольшей степени всё же это свойственно музыке. Когда человек познает свою веру, он обнаруживает именно это. И конечно, одно дело воспринимать гармонию неосознанно, другое дело уже понимать, откуда она происходит, какого она порядка. Поэтому восприятие меняется.

- Как давно Вы изучаете Баха? Что за это время успели сделать?

- Бахом я интересуюсь, наверно, уже лет тридцать. Ну, по крайней мере, слушать его я начал очень давно, потому что когда учатся музыке, все играют Баха - с малых лет. И это очень верно и правильно, потому что воспитывает вкус. «Особость» музыки Баха, ее глубина всегда привлекали меня. Собственно, через него я и пришел ко Христу, потому что от глубины и необычности музыки захотелось узнать ее истоки. Тем более что она напрямую связана с богослужениями. Это лютеранские богослужебные песнопения, последования. Первые евангельские строчки, которые я прочитал, были на немецком языке в «Страстях по Иоанну», в «Страстях по Матфею»  Баха. Потом, когда я уже крестился и пришел в монастырь, у меня был естественный для всех христиан период более сосредоточенного погружения в церковную традицию, когда музыка отошла на второй план. Но это было не специально - не то, что я сам от себя аскетически отсекал искусство... А потом интерес к Баху вернулся и уже на совсем другом уровне, потому что духовная его составляющая из всех композиторов, из всех музыкантов наиболее ярка. И даже с точки зрения времяпровождения - в хорошем смысле этого слова - ничего лучше, чем слушать Баха с пониманием того, о чем эта музыка, конечно, не найдешь. Я перевожу сейчас его духовные кантаты... надеюсь, может быть, перевести все как-нибудь.

- У Баха большое творческое наследие?

- Сохранилось около 200 духовных кантат, написал он их больше. Есть еще «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну» (богослужение Великой Пятницы), «Пасхальная оратория», «Рождественская», много кратких церковных песнопений, органные произведения, которые тоже связаны с богослужением. Все они тоже требуют перевода и понимания, потому что Бах очень искусно обращался со смыслом. Он делал это сознательно. Он говорил, что когда играешь хорал на органе, надо хорошо знать, о чем говорит текст.

-А то, что Бах принадлежал к другой, отличной от нас, духовной и культурной традиции - к лютеранству - это отражается в его творчестве?  Как относиться к этому православному слушателю? Может ли это ему повредить?

- Конечно, лютеранство, его догматика и мистика отражается в творчестве Баха. Может ли это повредить православному человеку? Нет, конечно. Многие православные любят и знают творчество Баха, но никто из них не перешел же в лютеранство. А знать другую христианскую культуру весьма даже полезно.

Продолжение следует... 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале