«Приезжайте сюда, на Колыму». Чем запоминается Магадан

Вчера в России отмечался День памяти жертв политических репрессий. Вспоминаем репортаж нашего корреспондента из Магадана — города, который в общественном сознании сильнее других связан с лагерями и ссылками XX века.

Освящая Свято-Троицкий кафедральный собор города Магадана, посвященный жертвам политических репрессий, Святейший Патриарх Кирилл напомнил тем, кто сегодня призывает исключить Церковь из общественного пространства: «Приезжайте сюда, на Колыму, и вы увидите, что такое строить жизнь без Бога». Он назвал Колыму русской Голгофой: здесь пострадали за веру десятки тысяч человек.

Фото из МагаданаФото из Магадана

В Магадане рассвет. В Охотском море никогда не купаются («Разве что мужички, когда выпьют», - добродушно говорят местные женщины). Да и среднегодовая температура здесь ниже нуля.

Фото из МагаданаФото из Магадана

Свято-Троицкий кафедральный собор – крупнейший на Дальнем Востоке. Он производит грандиозное впечатление и снаружи, и изнутри. Здесь могут молиться около двух тысяч человек. До 1985 года здесь возводили Дом Советов, но 14-этажное здание так и осталось недостроенным. Местные жители вспоминают, что с этого здания нередко прыгали люди, <...> и один из смыслов выбора места для храма с точки зрения горожан – освящение проклятого места. Еще раньше здесь стоял Дальстрой – трест, распоряжавшийся использованием труда заключенных. Памятник Ленину, ранее стоявший на площади, перенесли на другое место, а площади дали название Соборная.

Фото из МагаданаФото из Магадана

Стены и купол расписывают мастера иконописной артели «Преображение» из города Палеха (Ивановская область).

Фото из МагаданаФото из Магадана

Патриарх Кирилл совершил великое освящение собора – памятника жертвам репрессий. В свое время отец Патриарха, будущий протоиерей Михаил Гундяев, был сослан на Колыму. Поэтому после службы Предстоятель напомнил собравшимся о том, что Колымская трасса полита кровью и слезами тысяч людей, увезенных в лагеря Магаданского края: в самую дальнюю ссылку этапировали в том числе тех, кто не отрекался от веры. «Мне рассказывал об этом отец мой, который накануне свадьбы был арестован только за то, что пел в любительском хоре одного из храмов, работая при этом на светской работе», — сказал патриарх.

Фото из МагаданаФото из Магадана

Некоторые фрагменты росписей собора особенно обращают на себя внимание. Некоторые жители Магадана связывают это с необычайной молодостью иконописцев – многим из них лет по двадцать – и говорят: «Не доросли». Вот, например, композиция у подножия Креста Господня — «Разделиша ризы Моя себе и о одежде Моей меташа жребий» — впрочем, так и непонятно, кому из воинов достанется цельнотканый хитон Спасителя.

Фото из МагаданаФото из Магадана

Петух может стать иконографическим героем – не побрезговали же им евангелисты.


А этот фрагмент – почти ребус. Оставляйте в комментариях свои версии: что за эпизод Священного Писания здесь изображен?

Фото из МагаданаФото из Магадана

"Сегодня исторический день для Магадана, для российского Дальнего Востока и для всей страны. Здесь, на земле, политой слезами и кровью, на земле, отдаленной тысячами километрами от столицы, на земле, с которой люди в течение долгих десятилетий связывали воспоминания о страданиях, вознесен этот величественный кафедральный собор как символ победы — победы над злом, победы веры во Христа Иисуса, Господа нашего, за Которого многие ссылались сюда, на Колыму, для того чтобы принести подвиг исповедничества. Все те, кто не отрекался от Бога, а таких было очень много, ссылались именно в самые дальние края, и не просто сюда, где сейчас город Магадан, а далеко на север по Колымской трассе", - сказал Святейший Патриарх, обращаясь к собравшимся после литургии.

Фото из МагаданаФото из Магадана

"Колымский край — это наша российская Голгофа. И, наверное, те, кто мучил людей здесь, на этой земле, кто произносил во время этапирования страшные слова «шаг вправо, шаг влево — расстрел на месте», представить себе не могли, чтобы именно в этом месте в небо вознесется величественный собор — действительно как символ победы, как великий знак того, что правда Божия жива и никакие самые могущественные человеческие силы неспособны эту правду разрушить".

Фото из МагаданаФото из Магадана

Люди молились даже на улице до конца богослужения, несмотря на пасмурную погоду.

Фото из МагаданаФото из Магадана

"Мы не должны забыть этот страшный урок прошлого, ведь и сегодня появляются люди, в том числе входящие в политику, которые говорят, что нужно вернуться к тому самому прошлому, к жизни без Бога, причем говорят совершенно серьезно, хотя используют, конечно, совсем иные аргументы. Мы отвечаем всем этим людям: приезжайте сюда, на Колыму, и вы увидите, что означает строить жизнь без Бога, а тем более на костях тех, кто исповедовал веру в Господа Иисуса. И мы верим и крепко молимся, чтобы народ наш, умудренный этим страшным уроком, оказался способным сочетать труд, знания, образование, умения, навыки с крепкой и горящей верой. Вот тогда все изменится до неузнаваемости".


Прообразом архитектурного решения Свято-Троицкого собора послужила древнерусская Владимирско-Новгородская архитектура. Его начали строить в 2002 году, за десять лет на строительство ушло около 900 млн рублей, как из пожертвований верующих, так и из областного бюджета. В нижнем храме совершаются будничные службы, в верхнем – праздничные.


Монумент «Маска скорби» у подножия сопки «Крутая», где находилась знаменитая «транзитка» (отсюда отправлялись этапы заключенных на Колыму).

Фото из МагаданаФото из Магадана

Перед монументом перечислены названия самых страшных колымских лагерей – Бутыгычаг, Эльген, Серпантинка, Днепровский и другие, а на каменных валунах высечены символы всех вероисповеданий.


Внутри монумента – копия лагерной камеры с подлинными вещами заключенных.

Фото из МагаданаФото из Магадана

К валуну с изображением православного креста Святейший Патриарх возложил букет цветов.

Фото из МагаданаФото из Магадана

Скульптор Эрнст Неизвестный, сооружая памятный комплекс, решил увековечить на валунах символы всех религий. Есть там и звезда Давида, и инь-янь. Видимо, и коммунизм автор посчитал одной из религий – и почему-то расположил меченный серпом и молотом камень выше всех прочих.

Фото из МагаданаФото из Магадана

В панораме Магадана даже при пасмурной погоде однозначно доминирует Свято-Троицкий кафедральный собор.

На внутренней стороне «Маски скорби» - неканоническое распятие, а внизу – фигура скорбящей женщины.

Фото из МагаданаФото из Магадана
Фото из МагаданаФото из Магадана
Фото из МагаданаФото из Магадана

В бухте Гертнера отлив. В воздухе непрерывно висит крик чаек. Вспугнутые пришельцами, они делают круг над бухтой и возвращаются на свою отмель. Вода заметно струится от берега – не только из-за отлива: в бухту впадает множество мелких ручьев. На берегу валяется морская капуста, пахнет йодом. В вынесенной  на берег траве валяется крупная рыбина – ею уже начали обедать птицы.

Фото из МагаданаФото из Магадана

Вдалеке кто-то идет по мелеющей воде… Чайки уже не обращают на человека внимания. На пляже – между прочим песочном – пустынно и холодно. Стоит покрашенная яркими красками детская площадка, натянута волейбольная сетка. «Приятного отдыха», — гласит транспарант у входа на пляж. В заброшенных домах неподалеку местная молодежь развлекается пейнтболом.

Фото из МагаданаФото из Магадана

Впервые опубликовано 2 сентября 2011 года
Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале