Архимандрит Климент (Вечеря): Проводить реформу образования не революционным, а эволюционным путем

Вопрос о переходе духовных школ Русской Православной Церкви на новую систему «бакалавриат + магистратура» обсуждался очень активно. Процесс реформы на всей канонической территории Русской Церкви идет неоднородно. Архимандрит Климент (Вечеря), проректорКиевской духовной академии по учебной работе, секретарь Учебного комитета при Священном Синоде Украинской Православной Церкви рассказывает о том, как проходит реформа в Киевских духовных школах.

- В Русской Церкви много обсуждали вопрос реформы духовного образования и переходана новую систему - бакалавриат + магистратура. Вроде бы переход на новую систему уже осуществился, однако Синод Украинской Православной Церкви его пока официально не утвердил. По какой причине утверждения не произошло, ведь этот переход - Патриаршая реформа?

- Прежде всего, следует начать разговор с того, что образование (и духовное образование в частности) − это очень многогранный процесс, для успешной реализации которого нужно задействовать как интеллектуальные, экономические, так и административные усилия. Уровень сотрудничества в этом направлении Учебного комитета при Священном Синоде Украинской Православной Церкви со своими российскими коллегами я бы мог охарактеризовать как очень интенсивный. Мы постоянно встречаемся, обмениваемся идеями, опытом. Наша цель − выстроить модель высшего богословского образования, которая могла бы унифицировать учебный процесс в семинариях и академиях на всей канонической территории Русской Православной Церкви.

Вместе с тем, есть региональные особенности, которые связаны с национальным законодательством. Когда в средине 90-х учебная реформа только начиналась, одной из ее основных идей была задача приблизить церковное образование к стандартам светской высшей школы. Для этого обязательно нужно учитывать нормативы государственных образовательных стандартов. В силу объективных причин в России и в Украине они отличаются по целому ряду параметров. Вместе с пониманием важности развития церковного образования от всех причастных к этому процессу требуется также понимание необходимости стабильности в его развитии. Слишком частая смена образовательной парадигмы чревата негативными последствиями. Поэтому все церковные решения по данному вопросу должны окончательно вызреть, так, чтобы было можно зафиксировать вектор реформирования духовной школы на возможно более продолжительное время. И здесь не обойтись без политических решений со стороны Министерства образования.   

Сегодня в Украине процесс согласования стандарта богословского образования между Православной Церковью и государственными органами управления образованием, можно сказать, подходит к своему завершению. После этого мы сможем более четко говорить о том, какой должна быть стратегия развития духовных семинарий и академий. Как мне представляется, это процесс начнется уже в недалеком будущем.

К тому же, новая образовательная концепция глобально меняет академическую систему, превращая ее в магистратуру и аспирантуру. Семинарское образование, согласно утвержденным Архиерейским Собором документам, по своей внешней форме остается практически неизменным. Церковная задача состоит в том, чтобы при разработке государственного стандарта богословского образования за основу принять учебные планы и программы наших традиционных семинарий.

- Каковы перспективы внедрения новой системы образования в Украинских духовных школах? Насколько своевременен переход на новую систему? Каковы «плюсы» и «минусы»введения новых образовательных стандартов?

- Реформа системы духовного образования − это стратегическая задача, которая была поставлена на последнем Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви перед всеми духовными школами. Как Вы заметили, ее принятие не было спонтанным, а вызрело в недрах Церкви в процессе длительных размышлений и дискуссий. В силу этого можно говорить о ее безусловной актуальности и своевременности.

Я бы сказал, что в некоторых вопросах мы даже запаздываем, отстаем от позитивных мировых тенденций в сфере образования. Сегодня бросается в глаза ностальгия по старым, дореволюционным духовным школам. Но при этом не следует забывать, что ХХI столетие выдвигает кардинально новые требования к результатам обучения. И для этого, соответственно, нужна кардинально новая методология учебно-воспитательного процесса. На заседаниях Учебного комитета при Священном Синоде Украинской Православной Церкви представители администраций абсолютно всех украинских семинарий признали необходимость скорейшего реформирования системы духовного образования. Однако одного желания оказалось не достаточно. Необходима мощная методологическая и финансовая база. Приходится признавать, что эти факторы лимитируют процесс учебной реформы. Думаю, что данная проблема не является специфической проблемой только лишь семинарий Украинской Православной Церкви. Поэтому духовные школы вслед за реформированием концепции духовного образования ожидают дальнейшего появления новых документов, которые бы содержали развернутый механизм обеспечения учебной реформы. Ведь всякое образование имеет возможность развиваться только при наличии дотаций.

И все же, какие бы дискуссии не продолжались об этом реформировании, налицо целый ряд его важных позитивных последствий. Существующая система духовного образования в данный период крайне затрудняет процесс интеграции даже на просторах канонической территории Русской Православной Церкви. Унификация структуры и содержания обучения в духовных учебных заведениях давно ожидаема и востребована. Как можно достичь признания Министерством образования, если в своей среде еще осталось множество нестыковок?

Кроме того, исследование опыта светских учебных заведений позволяет уйти от явных анахронизмов в преподавании богословских дисциплин. Эти «плюсы» перекрывают многие «минусы» реформы, на которые указывают ее оппоненты.

- По какой системе будет работать Киевская академия в новом учебном году?

- Ученый совет Киевской академии принял мудрое решение проводить реформирование учебного процесса не революционным, а эволюционным путем. Это означает, что к последующим этапам реформирования мы приступаем не на всех курсах одновременно, а только по завершению предыдущих этапов. Возможно, это замедляет внедрение учебной реформы и создает дополнительные проблемы учебно-методической части, но зато к достижению поставленных задач Киевские духовные школы подходят взвешено.

Надо сказать, что реформирование учебных планов и программ в КДА началось еще задолго до принятия новой редакции Концепции духовного образования. Наша академия последние годы старается быть в авангарде развития церковного образования и науки. На ее площадке проходит апробация новых педагогических подходов и методов, которые затем выносятся на обсуждение всех украинских семинарий. И в этом мне видится реализация тех положений Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2011 года, которые говорят о необходимости поэтапности в реформировании образовательной системы. 

- Приведут ли реформы к повышению статуса духовного образования внутри самойУкраинской Церкви?

- Изначально задача учебной реформы состояла в том, чтобы трансформировать духовные семинарии из средних специальных учебных заведений в высшие учебные заведения. Перед духовными академиям была поставлена цель приобрести все атрибуты специализированных научно-богословских центров.

На мой взгляд, это по многим параметрам уже достигнуто. Теперь остается продолжать работу по усовершенствованию внутреннего содержания учебно-богословского процесса в духовных школах.

- Насколько адаптация высшего духовного образования к международным образовательным стандартам, в частности, принятие бакалаврской и магистерской учебнойпрограмм, способно изменить отношение к высшим духовным заведением со стороны светской науки?

- Отсутствие стандартизации отечественного духовного образования по общепринятым международным требованиям создавало значительные препятствия для взаимного сотрудничества не только со светскими вузами, но и клерикальными учебными заведениями расположенными заграницей.

Сегодня с внедрением в духовные школы образовательных программ бакалавриата и магистратуры открываются новые перспективы как для самого процесса церковного обучения, так и для укрепления престижа богословия как такового, преодоления укоренившегося стереотипа о том, что знание о Боге может находиться лишь на обочине интеллектуального маргинеза.

Однако следует внимательно наблюдать за тем, чтобы процесс реформирования системы духовного образования затронул не только ее форму, но и методологическую базу, одновременно оставляя незыблемыми духовные аспекты подготовки будущих пастырей и богословов. Не следует думать, что признание государством дипломов церковных семинарий и академий является самоцелью учебной реформы. При любых реформах духовное образование должно, прежде всего, оставаться духовным. Это налагает серьезную ответственность на всех, кто причастен к структурированию учебно-воспитательного процесса: ответственность перед Богом за будущее Церкви, за тех, кого через какое-то время поставят у кормила наших приходов и епархий, за то, куда сегодняшние выпускники духовных школ, а завтрашние пастыри и архипастыри поведут православный народ.  Память об этой ответственности должна ни на минуту не покидать умы тех, кто создает и реализует современную учебную реформу.