День рождения Церкви

Троица - это нежно-зеленые ветви берез. Пол в храме устлан свежей травой, люди, стоя на коленях, читают молитвы. Что же мы празднуем и причем здесь березы?

Пятидесятница - 50-ый день по Пасхе - состоит из двух праздничных дней - Троицы  и Духова дня. На Руси Пятидесятницу называют Троицей потому, что в этот день проявилось единство Отца, Сына и Святого Духа. «В просторечии день этот называется Троицыным днем, потому что в сей день торже­ственно открылась св. Троица - Бог Отец, пославший Ду­ха Святаго Апостолам, по ходатайству Сына Своего Госпо­да Иисуса Христа, и Дух Святый, от Отца исходящий и чрез Сына нисшедший на Апостолов и умудривший их ве­щать о великих делах Божиих на разных языках, которым они не учились и коих не знали», - писал св. Иоанн Кронштадтский.

В Духов день вспоминается непосредственно сошествие Святого Духа на апостолов.

По сути, событие одно, просто в разные дни вспоминаются различные его стороны.

О том, что произошло, рассказано в книге Деяний. Когда наступил день иудейского праздника Пятидесятницы, апостолы собрались вместе и вдруг услышали шум с неба. Шум был как от сильного ветра, он наполнил дом, в котором они находились, и вот над каждым из них появился как бы огненный язык пламени. Апостолы исполнились Святого Духа и стали говорить на разных языках.

Почему сошествие Духа произошло на 50-й день после Воскресения? И какая связь существует между этим событием и иудейской Пятидесятницей? «Седмицы дней производят пятидесятницу, - день у них священный (Лев. 23:21), - писал об иудеях св. Григорий Богослов, - седмицы же лет - так называемый ими юбилей, в который бывало и оставление земли и освобождение рабов и возвращение купленных владений прежним владельцам. Ибо народ этот посвящает Богу начатки не только плодов и первородных, но также дней и лет. Так чествование числа семь привело к чествованию пятидесятницы. Ибо число семь, помноженное само на себя, дает пятьдесят, причем недостает одного дня, но он занят нами от будущего века и есть восьмой, вместе же и первый, или, лучше сказать, единый и нескончаемый. Ибо там должно окончиться здешнее субботствование душ, чтобы дана была часть семи и восьми (Екк.11:2), как некоторые раньше нас понимали это Соломоново изречение».

«Восьмой день» - это метафора, которая обозначает новую эпоху. Будущий Собор всех Сил Небесных святые отцы называют «днем восьмым»: в сем веке дни идут седмицами, а когда придет Сын Человеческий, наступит новая эпоха - «восьмой день». Так что 50-й день символизирует начало нового периода в истории человеческого рода. Когда Дух Святой неразлучно пребывает на Земле - в Церкви.

Иоанн Златоуст в одной из проповедей сравнивает апостолов и пророка Иезекииля. Тому был показан книжный свиток. Когда Иезекииль его съел, то стал пророчествовать. На апостолах почили как бы языки пламени. Почему такое различие? «Тот получил свиток для памятования о грядущих бедствиях, а эти получили огонь, чтобы попалить и истребить все грехи вселенной. Как огонь, упав в терние, легко истребляет его всецело, так и благодать Духа истребляет грехи людей».

В тот день в Иерусалиме было многолюдно - множество иудеев пришли в город, чтобы отпраздновать Пятидесятницу. Многие родились вне Святой Земли и говорили на разных языках и - удивительное дело! - услышали, что некие галилеяне говорят на всех этих языках. Как такое могло случиться? Не почудилась ли им иностранная речь? И не пьяны ли эти люди, называющие себя последователями Иисуса Христа? (Вероятно, пришедшие из разных стран иудеи были готовы скорее признать, что они обманулись, чем признать, что бедные жители Галилеи действительно овладели языками).

И тут апостол Петр развеял их сомнения и объяснил, что все это происходит на самом деле по благодати, дарованной Господом. Слушавшие были поражены до глубины души. Они видели и своими ушам слышали то, о чем читали в книгах или знали от мудрых старцев и раввинов. Когда-то давно пророки исполнялись Святого Духа и сообщали их предкам волю Бога и предсказывали будущее. И вот теперь на Святой земле происходит похожее: простые люди говорят о великих делах Божиих и без труда объясняются на разных языках. Это не предание, а реальность!

- Что нам делать? - только и могли спросить люди у апостолов.

- Покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.

Тогда крестились около трех тысяч человек. Они разделили между собой имущество, каждый день пребывали в храме, вместе молились и преломляли по домам хлеб. Они хвалили Бога и находились в любви у всего народа. Они образовали христианскую Церковь - тело, главой которого был Христос, а равноправными членами - входящие в нее люди.  В этот день родилась христианская Церковь.  Бог Отец положил ей основание в Ветхом Завете, Бог Сын создал Церковь, воплотившись на земле, Бог Дух Святой действует в ней. Апостолы не были бессмертны, и ту Божественную благодать, которая сошла на них в день Пятидесятницы, они передали своим последователям, рукоположив первых епископов. Эта благодать пребывает в Церкви и поныне, передаваясь через Таинство рукоположения епископов, священников и диаконов.

Другое Таинство, в котором человек получает благодать Святого Духа,- это Крещение. Получается, что первыми таким образом были крещены апостолы (Иоанн Предтеча крестил только водой). Возникает вопрос: почему после совершения Таинства Крещения такие дары, как знание языков и дар исцеления, даются не каждому христианину? Вопрос для многих важный, потому что и здоровье - дело хорошее, и знание языков всегда пригодится.

Святитель Иоанн Златоуст объясняет это тем, что в первые времена христианства людям было настолько трудно поверить в Воскресение, что им необходимо было видеть чудо, например такое, как дар владения иностранными языками. Потом, когда вера в людях окрепла, эти свидетельства оказались им не нужны. Так что не стоит думать, что мы чего-то лишены по сравнению с первыми христианами. Напротив, у нас есть то, чего не было у них. Только мы этого не видим (не хотим видеть) и не ценим, гонясь за временным, а не за вечным.

Что же значит это сошествие Святого Духа на людей и как оно связано с Вознесением Христа?

«Христос взял начаток нашего естества и воздал нам благодать Духа; и как бывает после продолжительной войны, когда кончено сражение и заключается мир, так что бывшие между собою во вражде дают друг другу поруку и заложников, так произошло и между Богом и человеческим естеством; оно послало Ему в поруку и заложником свой начаток, который вознес Христос, а Он в замен послал нам в поруку и заложником Духа Святого. А что мы имеем поруку и заложника, это видно из следующего: порука и заложники должны быть царского рода, поэтому и ниспослан нам Дух Святый, как царственный по естеству, равно как и вознесшийся от нас был царского рода, потому что Он был от семени Давидова. Поэтому я уже больше не страшусь, так как начаток наш восседает горе; поэтому, хотя бы кто говорил мне о черве не умирающем, или об огне не угасающем, или о других наказаниях и мучениях, я уже не боюсь, или лучше, хотя и боюсь, но не отчаиваюсь в своем спасении». Так объясняет смясл этого события свт. Иоанн Златоуст.

На Руси праздник Троицы стали отмечать не сразу после крещения, а в самый расцвет русского Православия - при преподобном Сергии Радонежском.

По сей день существует традиция украшать храмы и красные углы дома зелеными ветками березы. Нежные зеленые листья, хотя и пришедшие в Церковь из языческих весенних обрядов,- символ наступления нового времени, освященного Святым Духом.

От Пятидесятницы принято отсчитывать все последующие недели церковного года (1-ое воскресенье по Пятидесятнице и т.д.) вплоть до недели мытаря и фарисея (Великого Поста); помимо этого изменяется недельный отсчет дней: воскресенье считается завершающим днем семидневного цикла.

"Со дня события в Сионской горнице в мир вошла новая сила, - писал архим. Иоанн (Крестьянкин) о сошествии Святого Духа на апостолов, - Сила, которой утверждается Царство Божие в сердцах человеческих".

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале