Архимандрит Маркелл (Павук): Паства академического храма – одна из самых просвещенных в Киеве

21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы. В честь праздника освящен храм Киевских духовных школ, расположенный на территории Киево-Печерской Лавры. О том, как студенты учатся говорить проповеди, почему в академическом храме молится грузинская община, как получилось, что в монастырском храме можно венчаться и как проходит литургия для глухонемых, рассказывает архимандрит Маркелл (Павук), проректор по воспитательной работе КДАи С.
Рождество Пресвятой Богородицы. Литургия в академическом храме 21 сентября 2011 года

Рождество Пресвятой Богородицы. Литургия
в академическом храме 21 сентября 2011 года

- Отец Маркелл, как празднуется праздник Рождества Богородицы в Киевских духовных школах, ведь академический храм освящен в честь этого Праздника? Есть ли какие-то особенные академические традиции?

- Академический храм – один из самых красивых в Лавре. Он построен в 1696 году на возвышенности около входа в Дальние пещеры, рядом с монастырским кладбищем, на котором кроме лаврских монахов похоронены многие видные сановники императорской России и их близкие. Поскольку этот храм относительно небольшой,  на престольный праздник, когда позволяет погода, Божественная Литургия  совершается на площадке перед входом. Прямо под открытым небом устанавливаются специальные переносные Престол и Жертвенник. Праздник получается особенно торжественным, когда Литургию возглавляет Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. После чтения Евангелия Владыка Ректор Архиепископ Бориспольский Антоний обычно произносит проповедь.  После Крестного хода Владыка Ректор и духовенство храма особо поздравляют детей.  Затем все приглашаются на праздничную трапезу.

- Как сегодня устроена приходская жизнь храма Рождества Пресвятой Богородицы? Кто его прихожане – только ли студенты и преподаватели академии? Обязательна ли для преподавателей Киевских духовных школ молитва на литургии именно в этом храме?

- Академический храм небольшой, но намоленный и уютный, и сюда на службы стекаются люди  со всего Киева. Среди них достаточно много мужчин, так что, как и в древности, всё правая сторона храма бывает заполнена ими. Женщины молятся по левую сторону. В воскресные и праздничные дни места для студентов в храме не остается. Из студентов здесь присутствуют лишь хористы, поющие на верхнем клиросе, пономари и чтецы. Остальные студенты молятся в более просторном Трапезном храме верхней  Лавры. А в будние дни все студенты (более трехсот человек) собираются в академическом храме для вечерней молитвы. Помещаются, надо сказать, с трудом. Также в будние дни за вечерним и утренним Богослужением  в академическом храме несут послушание студенческие певческие группы. Очень любят наш храм и молятся в нем  многие преподаватели семинарии и академии, но некоторые предпочитают другие лаврские  или городские храмы. Каждый имеет полную свободу выбора.                                                                                                                                                                           

- Можно ли говорить о том, что имеется какая-то приходская община? Собираются ли они вместе после богослужения, общаются, ездят в какие-то поездки, изучают Священное Писание, Творения святых отцов? Кто занимается их окормлением?

Рождество Пресвятой Богородицы. Литургия в академическом храме 21 сентября 2011 года

Рождество Пресвятой Богородицы. Литургия в
академическом храме 21 сентября 2011 года

- Большинство наших прихожан знают друг друга, молятся друг за друга, общаются друг с другом вне храма, ходят в гости, то есть можно сказать, что при храме сформировалась небольшая дружная приходская община. Все прихожане регулярно исповедуются. Чуть ли не половина прихожан - духовные чада нашего проректора по учебной работе архимандрита Климента. Некоторые из наших прихожан помогают в организации быта и досуга семинаристов. Так, благодаря финансовой поддержке некоторых из них в прошлом году удалось организовать поездку целого класса Семинарии на Афон. Также благодаря помощи прихожан студенты выезжали в паломничество по монастырям Буковины, Крыма. Часть прихожан окончила четырёхгодичные  катехизаторские курсы при Академии. Можно сказать, что паства академического храма не только дружная, но и одна из самых просвещенных в Киеве.

- Как получилось, что именно в этом храме молится грузинская община? Как выстраивается взаимодействие с академией, с лаврой? Когда служатся грузинские литургии, много ли молящихся присутствует на них? Что дает близость такой общины студентам академии?

- Да, два года назад в нашем храме по субботам совершала Богослужение грузинская община. Это очень благотворно влияло на всех наших студентов, ибо таким образом все воочию убеждались во вселенском характере Православия. А сейчас Лавра предоставила грузинской общине более просторный и недавно отреставрированный храм в честь всех Преподобных отцев Киево-Печерских в районе Ближних пещер Лавры. Там грузинские прихожане имеют возможность молиться не только по субботам, но и в воскресные и праздничные дни. Посещают богослужения не только грузины, но и почитатели мелодичного древнего грузинского церковного пения.

- Академический храм во многом – храм учебный. Одна из особенностей вашего храма – то, что во время литургии проповедей бывает две – преподавательская и студенческая. Как возникла такая традиция? Что она дает студентам? Обязательно ли обе проповеди перекликаются между собой?

Рождество Пресвятой Богородицы. Литургия в академическом храме 21 сентября 2011 года

Рождество Пресвятой Богородицы. Литургия в
академическом храме 21 сентября 2011 года

- В нашем храме за Божественной Литургией произносится иногда даже не две, а три проповеди: кроме преподавательской (сразу после чтения Евангелия) и студенческой (после запричастного стиха и 33 псалма), за отпустом Божественной Литургии бывает ещё и проповедь предстоятельская. Обычно её произносит предстоящий на Божественной Литургии Владыка Ректор или Проректор. Возможно, не в последнюю очередь благодаря этим проповедям наш храм так любят киевляне. Многим нравится академический, и при этом исполненный живой образности, стиль преподавателей-проповедников. Проповеди чаще произносятся на русском языке, украинский предпочитают студенты родом с Волыни и других регионов Западной Украины (но не только оттуда). Чтобы избежать повторов, проповедники  заранее обговаривают, кто будет говорить проповедь на тему Евангельского зачала, а кто на тему  из Апостола или на свободную тему.

-  Во время обучения происходит немало курьезных моментов. Можно попросить Вас рассказать о каких-то, связанных с академическим храмом?

- Сложно говорить о курьезных моментах, связанных с академическим храмом, так как здесь отец Благочинный  заботится о том, чтобы все было благообразно и по чину. Курьезные случаи, пожалуй, возникают тогда, когда кто-то из студентов плохо подготовит проповедь и с большими паузами "вымучивает" её. Когда случается такая неудачная проповедь, прихожане или студенты (за вечерней молитвой) стараются как-то поддержать проповедника, многие зримо сопереживают ему и молятся за него, и это выглядит подчас очень трогательно. Но это, конечно, нельзя назвать курьёзом.

- Как преподаватель, что Вы советуете тем, кто готовит проповедь? На что обратить внимание? Возможно ли просто прочитать готовый текст или проповедь должна «родиться» уже на литургии? Допускается ли у вас читать проповедь с листка или нет? Почему?

Рождество Пресвятой Богородицы. Литургия в академическом храме 21 сентября 2011 года

Рождество Пресвятой Богородицы. Литургия в академическом
храме 21 сентября 2011 года

- Выдающийся профессор В.Ф. Певницкий, который более полувека преподавал гомилетику в старой дореволюционной Киевской Духовной Академии, учил, что главное в проповеди - это воодушевление. А воодушевление возникает тогда, когда проповеднику есть о чем сказать, когда он сам выстрадал какую-то важную мысль, достойную того, чтобы поделиться ею с другими.  Только так получается хорошая проповедь. Именно это я стараюсь внушать  нашим студентам на занятиях по гомилетике. Кроме того, я настраиваю их на то, чтобы они всегда серьёзно работали над стилем, готовясь ко всякой проповеди, чтобы не были компиляторами, подражателями, а вырабатывали свою собственную, соответствующую личному опыту, проповедническую манеру.  По этой причине не допускается чтение чужой готовой проповеди. Я также предостерегаю студентов от самонадеянности: готовиться к проповеди между делом, на ходу могут дерзать только маститые проповедники, после многих лет пастырского служения. Лучшая импровизация та, которая заранее подготовлена. Это признавал даже такой популяризатор импровизированной проповеди, как Архиепископ Харьковский Амвросий (Ключарев). Далеко не всякому даже из многоопытных пастырей дано произносить проповеди экспромтом – для этого требуется особое дарование. Чтение проповеди с листка в нашей духовной школе не приветствуется, потому что такую проповедь прихожанам труднее воспринимать на слух. Да, многие проповедники в других храмах читали и читают свои проповеди, но если до революции 1917 г. это было обусловлено существовавшей тогда строгой цензурой, то сейчас это происходит чаще всего по лености проповедника.

- Еще одна особенность – литургия для глухих. Как получилось, что такие литургии стали служить в вашем храме? Много ли народу приходит помолиться на них? Как это выглядит, то есть чем литургия для глухонемых отличается от обычной? Сам священник говорит языком жестов или же возгласы сопровождает перевод переводчика? Почему для всех студентов киевских духовных школ обязательно изучать язык глухонемых?

Рождество Пресвятой Богородицы. Литургия в академическом храме 21 сентября 2011 года

Рождество Пресвятой Богородицы. Литургия в академическом
храме 21 сентября 2011 года

- Основы жестового языка - это предмет, который  семинаристы изучают в 4 классе семинарии. С одной стороны, этот предмет развивает чувство сострадания к людям, лишенным слуха, а с другой, язык жестов в какой то мере может быть полезен для будущих проповедников Слова Божия и в том смысле, что он помогает им выработать навыки правильной, не противоречащей церковному стилю, жестикуляции. Литургия для глухонемых служится  так же, как и для обычных христиан, только рядом с алтарем стоит сурдопереводчик и при помощи жестов переводит все возгласы священника на язык, который понятен глухонемым.

- На академическом сайте и на официальном сайте Свято-Успенской Киево-Печерской лавры очень мало сказано о новейшей истории храма. Можно попросить Вас немного рассказать о том, при каких обстоятельствах здание храма  было возвращено Церкви? С какими трудностями пришлось столкнуться при этом?

- Храм был передан Церкви в год тысячелетия Крещения Руси, когда  передали в пользование Церкви часть нижней Лавры. Он был в ужасном состоянии. В 1992 году его отреставрировали, расписали и после этого он стал академическим.

-  Не было ли со стороны насельников Лавры недовольства тем, что один из храмов,  расположенных на территории монастыря, будет, если можно так выразиться, не вполне монастырским? Ведь в настоящее время в нем совершаются требы, которые не совершаются на территории монастырей – венчания, крещения…

Рождество Пресвятой Богородицы. Литургия в академическом храме 21 сентября 2011 года

Рождество Пресвятой Богородицы. Литургия в академическом
храме 21 сентября 2011 года

- Может быть, кто-то и недоволен, но все проблемы между Лаврой и Академией разрешаются в духе любви. Можно сказать, что Лавра и Академия пребывают в гармоничном единении. Ныне уже трудно себе представить Академию без Лавры и Лавру без Академии. Мы вместе молимся за богослужениями. Часто Лавра оказывает Академии материальную поддержку. Надеемся, что это сотрудничество со временем  ещё более углубится, и в Лавру из духовных школ будут приходить новые и новые образованные послушники, которые привнесут в монастырскую жизнь нечто доброе. А из числа лаврской братии у нас появятся искусные преподаватели, которые будут читать не только теоретическое богословие, но и практическое. Надеемся также, что скоро под аудитории нам отдадут те корпуса верхней Лавры, в которых ныне находится светское учебное заведение, не имеющее никакого отношения к Церкви. Пока же наша Духовная Академия в Лавре пребывает в тесноте, хотя и не в обиде.

- В продолжение разговора о венчаниях – только ли студенты академии могут повенчаться в этом храме и окрестить своих детей или же стать восприемниками? Или это доступно всем? И если всем – много ли желающих повенчаться, принять крещение  или окрестить ребенка на территории лавры?  

- Указанные требы доступны не только для студентов духовных школ, но и для всех желающих. С одной стороны, это материальное подспорье для живущих в Лавре преподавателей и студентов-хористов,  с другой стороны, это хорошая практика с миссионерским уклоном для всех. Обычно все присутствующие при венчаниях бывают поражены замечательным пением нашего студенческого хора. Благодаря внешней красоте пения кое-кто из невоцерковлённых   начинает задумываться и о внутренней красоте духовной жизни; потом мы замечаем их на службах, а некоторые начинают регулярно посещать храм. Братии Лавры совершение треб не мешает, так как монастырь очень большой. Он занимает площадь около 30 га, то есть равную целому государству Ватикан.

- Если речь идет о студентах или сотрудниках академии, есть ли традиция, что они венчаются именно в академическом храме? Кто совершает венчания? Много ли присутствует народу?

- Никто не запрещает нашим студентам венчаться в другом храме, но большинство студентов венчается в академическом храме. Обычно венчание совершает тот преподаватель, у которого студент регулярно исповедовался и который стал его духовным отцом. На венчание студента, кроме родных и гостей невесты, обычно приходят все его однокурсники, хор в эти дни поет расширенным составом. Так что венчание проходит очень торжественно и запоминается на всю жизнь как яркий праздник. Ну а вскоре после венчания студент испытает ещё большую радость - от восприятия благодати диаконского, а затем и священнического служения.