Богословие в красках: иконы Воздвижения Креста Господня (ФОТО)

В Средние века не существовало аудио- и видеозаписи, фотографии, интернета. Историки работали на основании преданий и рукописных документов, жития святых писались в соответствии с «литературным этикетом». Визуальное запечатление исторического события происходило порой спустя много лет, а иногда и столетий, и выполнялось в соответствии с каноном. Изучая произведения искусства, можно многое узнать и о самих событиях, и о мировоззрении людей разных эпох.

Миниатюра Евангелия [Urbin. gr. 2], Л.21. 1122 год. Апостольская библиотека Ватикана, Рим, Италия. ДетальМиниатюра Евангелия [Urbin. gr. 2], Л.21. 1122 год. Апостольская библиотека Ватикана, Рим, Италия. Деталь

Миниатюра Евангелия [Urbin. gr. 2], Л.21. 1122 год. Апостольская библиотека Ватикана, Рим, Италия. Деталь

Этот фигурный инициал (греческая буква «В») составлен из двух элементов: фигуры равноапостольной императрицы Елены и изображения прекрасного дерева. Внимательному читателю инициал напомнит об одном из главных деяний Елены: розыске и обретении величайшей святыни — Честного Древа Креста, на котором Господь был распят. Императрица руководила своеобразной церковно-археологической экспедицией. Для женщины того времени это было экстраординарным служением.

Пытка Иуды Кириака. Джованни да Пьемонте по картону Пьеро делла Франческо. 1458-1459 гг, 1466г. Фреска базилики Сан-Франческо в Ареццо, Италия. ДетальПытка Иуды Кириака. Джованни да Пьемонте по картону Пьеро делла Франческо. 1458-1459 гг, 1466г. Фреска базилики Сан-Франческо в Ареццо, Италия. Деталь

Пытка Иуды Кириака. Джованни да Пьемонте по картону Пьеро делла Франческо. 1458-1459 гг, 1466г. Фреска базилики Сан-Франческо в Ареццо, Италия. Деталь

Один из вариантов предания гласит, что место пребывания Креста пытались выяснить у жителей Иерусалима. Один из них, пожилой иудей по имени Иуда, знавший это место, долго отказывался его указать. Времена были весьма суровые, неисполнение императорского приказа жестоко каралось. Иуда был подвергнут пытке — его сбросили в колодец, после этого он указал место. Художник эпохи Возрождения изобразил эту сцену с любопытными деталями. Юноши с помощью системы блоков опускают в колодец Иуду, который не выглядит престарелым. Царский чиновник грубо схватил упрямца за волосы. Все персонажи одеты по итальянской моде середины XV века. А действие разворачивается на фоне такого знакомого силуэта красной кирпичной стены: форма «ласточкин хвост» для зубцов Московского Кремля была позаимствована из итальянской средневековой архитектуры.

Миниатюра Творений Григория Назианзина [gr.510], Л.440. 879–882 гг. Национальная библиотека, Париж, Франция. ДетальМиниатюра Творений Григория Назианзина [gr.510], Л.440. 879–882 гг. Национальная библиотека, Париж, Франция. Деталь

Миниатюра Творений Григория Назианзина [gr.510], Л.440. 879–882 гг. Национальная библиотека, Париж, Франция. Деталь

Для того, чтобы провести раскопки, по приказу Елены был разобран языческий храм. На миниатюре из «Слов святителя Григория Назианзина» изображен момент открытия пещеры.

Русская икона. Кон XVI в. Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедникРусская икона. Кон XVI в. Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник

Русская икона. Кон XVI в. Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник

Как известно, в пещере был найден не один крест, а три, и табличка от Креста Христова, лежащая отдельно. В нижнем регистре русской иконы XVI века изображено это и последующие события: внесение трех крестов в Иерусалим, опознание святого Креста возложением на умершего.

Аньоло Гадди. Ок.1380г. Фреска капеллы Маджоре в базилике Санта-Кроче, Флоренция, ИталияАньоло Гадди. Ок.1380г. Фреска капеллы Маджоре в базилике Санта-Кроче, Флоренция, Италия

Аньоло Гадди. Ок.1380г. Фреска капеллы Маджоре в базилике Санта-Кроче, Флоренция, Италия

Итальянский художник Аньоло Гадди, современник Феофана Грека, изображает события обретения Креста. Его фрески многолюдны, «шумны», изобилуют деталями.

Аньоло Гадди. Фреска капеллы Маджоре в базилике Санта-Кроче, Флоренция, Италия. ДетальАньоло Гадди. Фреска капеллы Маджоре в базилике Санта-Кроче, Флоренция, Италия. Деталь

Аньоло Гадди. Фреска капеллы Маджоре в базилике Санта-Кроче, Флоренция, Италия. Деталь

Кроме основного сюжета, мастер с удивительным вниманием вырисовывает сцены современной ему жизни. На фоне пасторального пейзажа, дополненного средневековыми замками и церквями, представлены эпизоды из монашеского и деревенского быта: один из монахов достает воду из колодца, другой удит с мостика рыбу, гуси пасутся у стогов сена. Уютный мир, в котором, однако, есть и свои опасности, например, стерегущая гусей собака, или лев, спрятавшийся в скалах.

Икона-таблетка из собора Св.Софии в Новгороде. Кон. XVв. Новгородский музей-заповедникИкона-таблетка из собора Св.Софии в Новгороде. Кон. XVв. Новгородский музей-заповедник

Икона-таблетка из собора Св.Софии в Новгороде. Кон. XVв. Новгородский музей-заповедник

В византийском искусстве в основу иконографии праздника первоначально был положен не реальный исторический эпизод с Патриархом Иерусалимским Макарием и императрицей Еленой, а изображение того чина Воздвижения Креста, который совершали ежегодно в соборе Святой Софии в Константинополе. По этой причине Крест часто изображался как напрестольный. Первые такие изображения появились в конце IX — начале XI века. Этот иконографический вариант использовался и русскими иконописцами. На двусторонней иконе-таблетке сцена изображена на фоне большого одноглавого храма; на языке иконографии это означает, что изображаемое происходит внутри.

Двусторонняя выносная икона. Новгород. XVI в. Государственный исторический музей, МоскваДвусторонняя выносная икона. Новгород. XVI в. Государственный исторический музей, Москва

Двусторонняя выносная икона. Новгород. XVI в. Государственный исторический музей, Москва

Патриарх, стоя на амвоне, высоко поднимает Крест, украшенный зелеными ветвями. Справа, под киворием, на «царском месте» изображаются император и императрица. Первый план многолюден: здесь и хор в островерхих шапках, и епископы, и вельможи, и молящиеся миряне.

Прорись «Лицевого иконописного подлинника» из собрания С.Т. Большакова. Русь. XVI в.Прорись «Лицевого иконописного подлинника» из собрания С.Т. Большакова. Русь. XVI в.

Прорись «Лицевого иконописного подлинника» из собрания С.Т. Большакова. Русь. XVI в.

На прориси из Лицевого подлинника XVI века художник совмещает два события: обретение трех крестов и Воздвижение. Здесь можно видеть любопытную деталь — конный монумент царя, вероятнее всего, святого Константина Великого. Подобные статуи древнеримских императоров и полководцев в христианскую эпоху обычно разрушались и переплавлялись. Но статуи благоверных императоров-христиан не трогали. Так, в Риме случайно сохранился бронзовый конный памятник императору Марку Аврелию, который в Средние века приняли за статую святого Константина.

Св. Константин и Елена. 30-е годы XI в. Мозаика собора монастыря Осиос Лукас в Фокиде, ГрецияСв. Константин и Елена. 30-е годы XI в. Мозаика собора монастыря Осиос Лукас в Фокиде, Греция

Св. Константин и Елена. 30-е годы XI в. Мозаика собора монастыря Осиос Лукас в Фокиде, Греция

Парные изображения равноапостольных Константина и Елены с Крестом в руках в византийском искусстве известны с X века.

Св. Константин и Елена. XI в. Фреска Мартириевской паперти собора Св.Софии, НовгородСв. Константин и Елена. XI в. Фреска Мартириевской паперти собора Св.Софии, Новгород

Св. Константин и Елена. XI в. Фреска Мартириевской паперти собора Св.Софии, Новгород

Фреска с изображением Константина и Елены стала одной из первых росписей в новгородском Софийском соборе. На протяжении 50 лет после постройки собор стоял без фресок, там были только иконы. Вероятно, в конце XI века на стенах собора делались «клейма» — росписи на отдельных участках, в своеобразном, «суховатом», графичном стиле. Одно такое изображение сохранилось до наших дней на столбе Мартирьевской паперти собора. Возможно, этот образ сделали в связи с тем, что новгородский собор был освящен 13 сентября (по старому стилю), в день праздника Обновления (то есть, освящения) Храма Воскресения в Иерусалиме. А воспоминание обретения  святого Креста входило в праздничное торжество Обновления.

Круг Гурия Никитина. Ок. 1681г. Из придела Варлаама Хутынского церкви Илии Пророка в Ярославле. Ярославский художественный музейКруг Гурия Никитина. Ок. 1681г. Из придела Варлаама Хутынского церкви Илии Пророка в Ярославле. Ярославский художественный музей

Круг Гурия Никитина. Ок. 1681г. Из придела Варлаама Хутынского церкви Илии Пророка в Ярославле. Ярославский художественный музей

Исследователи полагают, что под влиянием парных изображений Константина и Елены складывается еще один, исторический вариант иконографии Воздвижения Креста. Император и императрица стоят по сторонам от Патриарха, простирая руки в молитве. Часто на первом плане изображались коленопреклоненные молящиеся. Ярославская икона конца XVII века демонстрируют появившиеся в русском искусстве новые тенденции. Например, художника очень интересует реалистичное изображение пространства. Поэтому храм представлен как бы в разрезе: мы видим и крышу с закомарами и куполами, и интерьер храма с мощными опорными столбами.

Вологда. 1771г. Из праздничного ряда иконостаса церкви Иоанна Предтечи в Рощенье Вологодский краевой музейВологда. 1771г. Из праздничного ряда иконостаса церкви Иоанна Предтечи в Рощенье Вологодский краевой музей

Вологда. 1771г. Из праздничного ряда иконостаса церкви Иоанна Предтечи в Рощенье Вологодский краевой музей

Русские художники XVIII века стремятся представить происходящее более «достоверно», поэтому изображают Крест Христов уже монументальным, таким, каким он был. Показательно, что на вологодской иконе действие изображено в интерьере храма, а позади воздвигающего Крест патриарха изображены окна, в которых видны две церкви. Художник знает, что по традиции сцену изображают на фоне храма, но он уже плохо понимает, что означает такой фон. А именно, что действие происходит внутри изображаемого здания. Поэтому находит решение в духе "реализма": рисует два окна, в которых видны фрагменты фасадов зданий, находящихся на улице.   

Икона. Кон. XVIII в. Из праздничного ряда иконостаса церкви села Селезениха Тверской обл. Государственный институт реставрации, МоскваИкона. Кон. XVIII в. Из праздничного ряда иконостаса церкви села Селезениха Тверской обл. Государственный институт реставрации, Москва

Икона. Кон. XVIII в. Из праздничного ряда иконостаса церкви села Селезениха Тверской обл. Государственный институт реставрации, Москва

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале