«Один Лука со мною»

31 октября – память святого апостола Луки. Немало сказано о литературных достоинствах Евангелия от Луки, написанного на самом чистом греческом языке. Мало кого сегодня поставит в недоумение вопрос о том, кто автор «Деяний апостольских» - конечно же, Лука. А вот как получилось, что этот греческий врач, не иудей по происхождению, стал одним из ближайших учеников Христа, посланного прежде всего к иудеям? Да еще и одним из немногих авторов, чьи тексты вошли в состав канонических книг Нового Завета?

 –  Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало: старайся придти ко мне скорее. Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент – в Галатию, Тит – в Далматию. Один Лука со мною.

Так пишет об апостоле Луке апостол Павел во Втором послании к Тимофею. Факт, обращающий на себя внимание: все ушли – и только Лука остался. Свидетельство верности, качества, которое кажется редким и удивительным сегодня и которое, как видно, было таким же нечастым явлением и в первые годы существования Христовой Церкви.

Апостол Лука составил две канонические книги Нового завета – одно из четырех Евангелий и книгу Деяний апостольских.  Свидетельствовал о земной жизни Сына Божия и самых первых годах жизни Церкви. Написал первые в истории иконы - Матери Божией, и апостолов Петра и Павла. Был одним из 70-ти ближайших учеников Спасителя и верным спутником апостола Павла во время его миссионерских путешествий.

Эти факты вызывают удивление. Встает вопрос: что же сделал апостол Лука, что удостоился такой награды, такой неповторимой по насыщенности внутренним содержанием  жизни? И в чем сегодня мы можем постараться уподобиться этому человеку?

Думается, не будет ошибкой сказать, что история апостола Луки – история верности и непрестанного стремления быть с Богом.

Лука родился в Сирийском городе Антиохии. Он не был иудеем, но есть предположения о том, что был знаком с иудейским Законом и обычаями и, возможно, по каким-то причинам даже принял иудаизм. Он был медиком, очень образованным человеком. Но почему-то, услышав о том, что в Галилее проповедует Иисус Христос, оставил Антиохию и приехал туда, чтобы послушать проповедь Спасителя.

Что повлияло на решение антиохийского врача? Почему он решился на переезд, а потом и на полную перемену своей жизни? Об этом Лука не сообщает нам ничего.  Мы видим, что он принял это решение и, один раз решив прийти ко Христу, больше уже не оставляет Его.

Он слушает проповеди Спасителя, становится одним из 70-ти апостолов и вскоре сам начинает проповедовать о наступлении Царствия Божия.

В последние дни земной жизни Спасителя он также пребывает в Иерусалиме. Вероятно, во время распятия Христа он стоит где-то «вдали» и смотрит на происходящее.

Лука не участвует в снятии тела с Креста и погребении Спасителя. Однако почему-то именно Луке (и его спутнику (Клеопе) Спаситель первым является после своего Воскресения. Об этой встрече Лука рассказывает в Евангелии.

После встречи с воскресшим Господом они с Клеопой спешат поделиться радостью о Воскресении с другими учениками Христа, узнают, что Он явился Петру и после видят явившегося в их собрании Спасителя.

Для уверения тех, кто думал, что видит призрак умершего Христа,  Господь показывает язвы от гвоздей на руках и ногах, вкушает пищу и разъясняет то, что о Нет сказано в Священном Писании Ветхого завета.

На этой встрече собраны ближайшие ученики Христа и в их числе – апостол Лука.

После вознесения Господня он немного пребывает в Иерусалиме и возвращается в родную Антиохию.  

По пути он проходит город Севастию, в котором находились нетленные мощи Иоанна Предтечи. Примечательный момент: он не просто покланяется мощам, но берет с собой частицу этой святыни - десную руку, под которою некогда преклонил главу Христос, приемля крещение. Он вообще хотел взять с собой мощи целиком, но севастийцы не захотели расстаться со святыней. Лука же не хотел идти на родину с пустыми руками, вернее даже, он не упустил возможности принести своим соотечественникам бесценную святыню. Он позаботился о них, и дар его был таким, который приобщал, приближал их к Богу.

В Антиохии Лука прожил до того момента, как туда пришел апостол Павел.Встретившись с Павлом, он становится его спутником и сотрудником в деле проповеди.

Вмести они идут в Грецию, а потом Павел оставляет Луку в Македонии, в городе Филиппы, где Лука устраивает Церковь.

Удивительная вещь: апостол Лука, видевший Господа Иисуса Христа во время земной жизни, встретившийся с Ним после Воскресения и слышавший Его проповедь, встретившись с Павлом, становится его помощником и действует как бы находясь у него в послушании. Это тоже пример:  ради устроения Церкви и проповеди апостол Лука как бы забывает о себе, он не стремится быть первым, но избирает такой путь, на котором в согласии с другим таким же верным учеником Христа может принести Церкви наибольшую пользу.

Он несколько лет живет в Македонии, трудится и проповедует. Когда Павел возвращается из своего третьего путешествия и проходит через Филиппы, он дает Луке поручение сходить  в Коринф для сбора милостыни в пользу бедных христиан Палестины, и Лука отправляется в Коринф. Потом они вместе идут  Палестину и по пути снова проповедуют о Христе

В Палестине, в городе Кесария, апостола Павла заключают под стражу, и Лука остается  при нем. Мы снова видим проявление верности: Лука был с Павлом во время проповеди и остается  с ним в заключении.

Когда Павла отправляют на суд кесаря в Рим, Лука едет вместе с ним и, пока апостол Павел пребывает под стражей, вместе с Марком, Аристархом и некоторыми другими спутниками Павла проповедует в столице Христа.

Он не оставляет апостола Павла и остается верен Христу, неустанно продолжая дело проповеди.

Проходит два года, Павла освобождают и Лука вместе с ним посещает основанные ранее церкви.

Вскоре император Нерон начинает в Риме лютое гонение на христиан. Апостол Павел возвращается в столицу, чтобы словом и примером ободрить и поддержать гонимую Церковь и, если угодно будет Богу, разделить с верующими венец мученический. Он снова оказывается заключен под стражу, и снова Лука, несмотря на опасность, остается с ним.

– Я уже становлюсь жертвою, – пишет апостол Павел своему ученику Тимофею, – и время моего отшествия настало: старайся придти ко мне скорее. Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент – в Галатию, Тит – в Далматию. Один Лука со мною.

Возможно, апостол Лука был свидетелем и мученической кончины апостола Павла в Риме.

После этого он благовествовал в Италии, Далмации, Галлии, Македонии и соседней с Македонией Ахаии.

Трудно представить, что пережил Лука в Риме, но мы видим, что никакие опасности и вообще ничто не помешало ему продолжать свою проповедь.

В глубокой старости апостол Лука предпринимает путешествие в Египет, потом возвращается в Грецию и продолжает проповедовать, рукополагать священников и диаконов и помогать страждущим.

Апостол Лука прожил долгую жизнь и скончался в возрасте 84-х лет в Ахайе. Он претерпел мученическую смерть за Христа: за отсутствием креста, был повешен на оливковом дереве.

Тело апостола было погребено в Фивах, – главном городе Беотии, - а потом перенесено в Константинополь.

Название православных христиан – верные, и одна из составляющих богослужения, во время которого совершается проскомидия и Таинство Причастия – приобщения человека к Богу – называется литургией верных. «Верные» - это не просто слово: оно говорит об одном из определяющих качеств православного христианина и в то же время содержит в себе требование жить и поступать соответственно этому качеству.

Жизнь апостола Луки – удивительный пример верности своему служению и Богу.