"Будьте как дети". Из школьных сочинений

Как воспринимает ребенок историю? Что он может запомнить, что способен понять на этих уроках, какие выводы может сделать? Можно ли знакомить детей с различными трактовками, рассматривать спорные версии или придерживаться только четких кратких формулировок и излагать «официальную версию», зачастую выхолощенную и откровенно скучную?

В школе, где я работаю, пятый класс проходит сейчас историю Русской Церкви. Для учителя нелегко преподавать этот материал. Сложно выбрать «глубину погружения», так как эти темы очень интересны, содержат много деталей, от которых не хочется отказываться. Не хочется упрощать и схематизировать. И все-таки нужно «наступать песне на горло», потому что возможности ребенка, даже самого способного, ограничены его возрастом. Хотя дети часто заставляют меня взглянуть на историю иначе, и не только на историю.

Часто ли вы читаете сочинения по литературе или контрольные работы своих детей по истории? Это очень интересные «миниатюры», они так много могут рассказать о ребенке, иногда даже больше, чем удается узнать от родителей. Предлагаю вам фрагменты нескольких письменных контрольных работ. Проверьте себя: знаете ли вы столько, сколько знают дети? Сможете ли вы увидеть события, описание которых четко выверено у историков, так же непосредственно, как дети? Орфографию и пунктуацию (обычно отсутствующие) оригиналов сохраняю, так правдоподобнее. И, поверьте мне, никто не списывал.

«До князя Владимира на Руси в местах нынешнего Киева проповедовал апостол Андрей. По преданию он поплыл по реке Днепр на верх там он даже несколько дней проповедовал варварам. И там поставил крест. Кирилл и Мефодий были монахами и приплыли на Русь из Греции по прозьбе русского князя. Они составили славянскую азбуку» — дети знают о заслугах святых Кирилла и Мефодия и совершенно искренне полагают, что создатели славянской письменности просто обязаны были трудиться в пределах нашего Отечества, даже если на уроке говорилось иное. Поэтому равноапостольные братья отправляются не в Моравию, а на Русь, а место пригласившего братьев святого чешского князя Ростислава занимает безымянный русский князь.

«Кирилл и Мефодий были братьями. Кирилл придумал для славян азбуку, но она была очень трудной и непривычной для славян и ученики Кирилла переписали азбуку, которую придумал Кирилл и назвали ее кириллицей» — вот такие отзвуки версии о глаголической азбуке. Кстати, на уроке весьма запутанная история о глаголице не излагалась, так что это самостоятельно полученные ребенком знания.

«Крещение Руси около 860 г. Русские князья Оскольд и Дир пошли в поход на Византию, но Византийцы одбили атаку русских и заключили мирный договор в честь этого Оскольда и Дира заставили креститься. Вместе с ними крестились некоторые дружинники» — не уверена, что все родители наших учащихся помнят об этом крещении Руси, случившемся при Константинопольском патриархе святителе Фотии, более чем за сто лет до крещения Руси князем Владимиром. Аскольд и Дир погибли в борьбе с язычником-варягом Олегом, а «Фотиево крещение» у нас как-то забылось, хотя согласно византийским документам именно в 860-е годы на Русь был послан епископ и создана епархия «Россия». Формулировка ученика «заставили креститься» резковата и не находит документальных подтверждений. Но, учитывая достаточно суровое отношение византийцев к бесконечным диким ордам, приходившим пограбить богатых соседей, задумываешься: а так ли велик был выбор у потерпевших поражение князей-руссов?

«Ольга происходила из Пскова. Она была женой Игоря. У нее был сын Святослав. Князя Игоря убили древляне. Ольга отомстила им. Она подожгла их город. Однажды она простояла у Византийского порта несколько дней, а потом когда приплыли послы из Византии она велела не пускать их в город столько же сколько и она простояла в порте. Считается что именно Ольга заложила первый Софийский собор. Она построила в Пскове Троицкий собор» — здесь ученица рассказывает о негостеприимном приеме, оказанном княгине Ольге в Константинополе. Высокомерие к варварам было характерной чертой византийского двора. Греки всех, принимавших от них крещение, считали подданными своей империи. Видимо, желая из патриотических побуждений ретушировать этот неприятный эпизод, автор «Повести временных лет» сообщает, что пораженный красотой и мудростью Ольги император Константин Багрянородный решил на ней жениться. Эта версия никак не согласуется с другими фактами: Ольга была уже далеко не молода, а Константин женат.

«Язычество — это поклонение разным богам-идолам. У них было два главных бога: Даждь-бог (бог солнце) и Перун (бог грома и молнии). Богам приносили жертвы. Князь Владимир приказал принести в жертву двух человек — отца и сына. (Они были христианины-православные). Он еще хотел, чтобы все веровали в одних богов» — помните ли вы о попытке Владимира (еще язычника) реформировать язычество, создать общий для всех восточных славян пантеон богов?

«Князь Владимир понял что языческая вера — темная. И он позвал разных представителей разных верованиев. И ему понравилась православная вера — вера Византийцев. Византийцы показали икону страшного суда. Владимир послал послов в разные страны посмотреть как где веруют. Когда возвратились послы из Византии они сказали «Мы не поняли где мы были на небе или на земле» (Это они говорили про службу в храме). И потом они сказали «Вкусив сладкое мы не хотим вкушать горькое». Поскольку Владимир не хотел ехать в Византию и открыто объявить о своем желании, он захватил город Херсонес и приказал выдать ему царевну Анну. Императоры сказали что они не могут выдать Анну за язычника. Владимир изъявил желание креститься» — никогда не присутствовала на экзаменах в семинарии, но, по-моему, такой ответ и там бы заслужил «зачет». Девочке, которая это написала, десять лет.

«Св. Борис и Глеб были первыми на Руси и мучениками. Глеба убили в лодке, а Бориса в палатке к нему подослали повара. Их убили потому что Святополк боялся что они захватят власть. Они смирились, а другие братья сопротивлялись» — краткость — сестра таланта.

О преподобном Антонии Киево-Печерском: «Антоний ушел в монастырь в горы. Но когда пришел в город, то его от туда начали гнать потомучто царю не понравилось как он проповедовал и сослал его обратно в горы» — вы узнаете  конфликт преподобного с князем Изяславом из-за самовольного пострижения в монашество двух придворных, приведший к уходу Антония из Киева?

А вот еще о первых ктиторских монастырях на Руси и поисках монашеского подвига: «Первые монастыри создавались для стареющих бояр что-бы они умирали в спокойствии. Но там не было настоящиво монашества. Пр. Антоний Печерский учился в Византии. Но тот, кто за ним следил увидел видение где было сказано что бы он отправил Антония в Русь. Он вырыл в горе себе пещеру и молился там».

И в конце одной из работ такая «прозьба»: «Уважаемая Надежда Викторовна. Не ставьте мне двойку». А что бы поставили вы?

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале