Новая песня гамельнского дудочника

По легенде обиженный магистратом крысолов (а может быть, и прикинувшийся крысоловом дьявол) с помощью волшебной флейты увёл всех детей из города Гамельна, и они сгинули безвозвратно. Замечаем ли мы, как лишают нас наших детей современные дудочники?

На сайте петербургского отделения организации «Врачи – детям» присутствует интересный документ: «Руководство по оценке и междисциплинарному ведению случая для оказания помощи детям и семьям, находящимся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации».
Этот документ хорошо иллюстрирует продвижение ювенальных технологий в России. Существенные моменты тут следующие:

1. Текст документа составлен так, чтобы исключить обвинения в злонамеренном изъятии ребёнка из семьи. Наоборот, постоянно подчёркивается, что ребёнок должен жить в семье, что помощь ребёнку, прежде всего, должна быть (по возможности) ориентирована на поддержку его жизни в родной семье и т.д. Над фасадом потрудились. А что за ним?

2. Ребёнок в тексте документа последовательно отделяется от семьи. То есть считается, что семья - отдельно, ребёнок - отдельно. Семья становится внешней средой для ребёнка. Неким институтом, ребёнка обслуживающим. Говоря философским языком, ребёнок отчуждается от семьи. Проблемы семьи - это уже не проблемы ребёнка. Ребёнок - внешен по отношению к своим родителям. Отсюда проистекает, в общем-то, равное отношение законодательства к родным и приёмным семьям. Родная семья, по сути, ничем не отличается с этой точки зрения от приёмной.

3. Зона семейных отношений перестаёт быть приватной. Приватность - в соответствии с насаждаемой культурной и идеологической моделью - относится только к индивиду. Семья - не единство (каким она является в традиционной культуре), а зона взаимодействия (а, следовательно, и борьбы интересов) отдельных личностей. А потому семейные отношения - это своего рода публичное пространство. В которое можно вмешиваться.
О том, что тут должны быть какие-то барьеры, ограничивающие вторжение государственных органов и общественных организаций, умалчивается. Всё становится открытым. Рассматриваемое руководство предлагает составлять генограмму и экокарту семьи.

Генограмма - это условная схема структуры семьи. Генограмма должна содержать следующую инфомацию: указание всех членов семьи, в том числе усыновленных/приемных; схематическое отображение домочадцев; всех родственников; даты рождения и смерти; даты вступления в партнерские отношения или брак; даты расставания и развода; беременность, выкидыши и окончание беременности с указанием дат; род занятий/образование.Предусмотрены специальные значки для указания абортов, близнецов, лейсбийских и гомосексуальных пар. Про гомосексуализм как угрозу для детей, кстати, в тексте не сказано ни слова. Вероятно, предполагается, что семья ребёнка может быть гомосексуальной, в том числе, и семья приёмная!

Экокарта, или карта социальной сети – это схема, изображающая ресурсы внутри семьи и ресурсы сообщества, к которым ребенок имеет доступ. Экокарта является визуальным инструментом, на котором представляется информация о взаимоотношениях в семье и взаимодействие семьи с социальным окружением в определенный момент времени.

Подобный инструментарий на самом деле означает полный внешний контроль за жизнью семьи. Вроде бы, предполагается, что «под колпак» попадают только неблагополучные семьи (семьи, находящиеся в социально опасном положении). Однако вниманию подлежат также дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, а это уже все малоимущие семьи. Ухудшение экономической ситуации приведёт к тому, что под угрозой контроля окажется большинство российских семей. А это уже практически тоталитаризм.

4. Объектом внимания государства является ребёнок, а не семья. Семья возникает лишь в качестве наилучшего условия обеспечения интересов ребёнка.Отношение к семье как к первичной ячейке общества осталось в прошлом, нынешнее общество состоит из индивидов. Какие-либо дополнительные их организации считаются необязательными. Выходит, что поддержка семьи лишь декларируется. Реальные работающие документы «затачиваются» под иную идеологию.

5. И чьим же оказывается в результате ребёнок? Если семья - это только среда обитания детей, а родители - люди, ответственные за придания этой среде обитания нужного качества, то уже ни семья, ни родители не могут рассматриваться в качестве некоего центра принадлежности. Ребёнок теперь им не принадлежит. Он - свой собственный. То есть ничей. А поскольку государство против безнадзорности детей (есть такой закон), то дети автоматически попадают под надзор государства. То есть теперь государство распоряжается судьбой ребёнка. И все дети теперь - государственные. Эта законодательная национализациядетей произошла тихо и незаметно.И не случайно сегодня семья вынуждена занимать оборонительную позицию, отстаивая своё право на ребёнка, поскольку в глобальном смысле - дети уже не их. Передел собственности свершился. Революция была осуществлена сверху и носила мирный характер. Народ, кажется, ничего не заметил.

6. Государство, являясь системным собственником, предоставляет детей семьям в пользование. По умолчанию - родным семьям, по специальному решению - приемным. И как собственник, оно оценивает, насколько правильно осуществляется пользование его имуществом. Оценка выносится на основании формального критерия. Полностью такой критерий ещё не разработан, и вся деятельность ювенального российского сообщества сегодня посвящена его разработке.

В рассматриваемом документе, как обычно, предложен список критериев для вынесения главного решения - оставить ребёнка в родной семье или изъять. Вот они:

1. Родитель применяет физическое насилие по отношению к ребенку, либо другие жестокие наказания; - Шлепок по попе, постановка в угол, лишение сладкого - всё это может вдруг оказаться соответствующим данному пункту. Родители вынуждены бояться воспитывать своих детей. Современная ювенальная установка поощряет рост вседозволенности в семьях.

2. Отсутствие еды/питья, длительный голод; - Продукты могут кончиться. Это, вроде бы, нормальная ситуация - кончились продукты, пошёл и купил. Но угроза визита контролирующих служб заставляет покупать всегда больше необходимого, чтобы неожиданная проверка могла убедиться в наличии продуктов. Прекрасный способ увеличить ёмкость рынка, не правда ли?

3. Оставление ребенка без присмотра, создающее угрозу для ребенка (обязательно учитывайте возраст ребенка); - Одинокая мать принуждается носить ребёнка постоянно и всюду. Оставишь - могут отобрать.

4. Эмоциональная депривация, психическое насилие и/или пренебрежение нуждами ребенка; - Ругать за двойки нельзя, в кино не пускать нельзя, контролировать, чем дитё занимается - тоже нельзя. Ребёнок должен знать телефон доверия и при случае жаловаться на психологическое насилие.

5. Эксплуатация ребенка; - Родитель задумается, а стоит ли просить ребёнка прибраться в комнате или помыть посуду.

6. Сексуальное насилие над ребенком;

7. Отсутствие необходимого базового ухода за ребенком (особенно для детей до трех лет); - Какова база?

8. Отсутствие необходимого медицинского ухода за ребенком, которое может привести к серьезным последствиям для здоровья; - Потенциально по этому пункту могут проходить отказ от прививок или запрет на посещение уроков секспросвета.

9. Бездействие/невмешательство родителей при угрозе или наличии жестокого обращения со стороны третьих лиц;

10. Аварийное, непригодное для проживания жилье, представляющее непосредственную угрозу; - Отличная форма помощи, не правда ли? Отберём ребёнка у тех, кто плохо живёт.

11. При наличии опасной инфекции игнорирование санитарно-гигиенических норм и правил безопасного поведения (создается риск инфицирования ребенка); - Этот пункт - специально для прививок. И не только. Вы уже научили своего ребёнка пользоваться презервативом? А это ведь правило безопасного поведения в современном мире.

12. Наличие косвенных признаков жестокого обращения с ребенком (физического, психического, сексуального насилия, и/ли пренебрежения нуждами);- Очень расширенный пункт.

13. Ранее в семье были факты жестокого обращения по отношению кребенку;

14. Поведение родителя неадекватно и представляет угрозу для ребенка (в том числе вследствие алкогольного/наркотического опьянения); - Легко вспомнить время, когда желание сходить в церковь расценивалось как неадекватное поведение.

15. Другое (указать, что). - Список открыт.

Конечно, это - не закон, и не рекомендации официального органа. Это предложения, так сказать, «лучшее» из мирового опыта. Но тенденция понятна.
Вероятно, авторы хотят добиться, чтобы в России было страшно считаться родителем. От нас зависит, насколько им это удастся.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале