Попала ли в точку попадья?

Год назад на прилавках появилась книга Юлии Сысоевой  «Записки попадьи. Особенности жизни русского духовенства». Внимание к ней немаленькое: уже вышло второе издание, что ещё раз  говорит о том, что жизнь православных священников - и вообще православных - читателю интересна. Но насколько удовлетворяет этот интерес книга Сысоевой?

о. Даниил Сысоев и матушка Юлия Сысоева http://www.kp.ru/

Первое, на что обращаешь внимание - а где тут сами записки? Где собственные мысли, мнения, наблюдения автора, которые давали бы картину жизни русского духовенства «изнутри»? В своё время замечательным примером такой прозы стали рассказы отца Ярослава Шипова, с редким мастерством описавшего будни сельского священника. Вдвойне интересно было прочесть что-то похожее, написанное не батюшкой, а матушкой - но ничего похожего у Сысоевой нет. Нет естественной в таком случае субъективности, доверительной интонации, диалога с читателем. Даже история собственного замужества и побега от отца-бизнесмена рассказана от третьего лица - для чего?

Автор пишет в предисловии, что её цель - рассказать правду и только правду о жизни духовенства. Вне всякого сомнения, цель достойная, и Юлия Сысоева ей не изменяет. Но все рассказанные ей факты не образуют цельной картины, а в итоге - нет и по-настоящему правдивого образа духовного сословия. Бородатые семинарские байки перемежаются с историями из жизни знакомых матушек и с элементарным, рассчитанным на «внешних», церковным ликбезом. Здесь уже страдает и композиция, и непременный для любого текста эффект новизны (иногда соседние абзацы почти полностью повторяют друг друга).

Сысоева развеивает некоторые мифы - например, о том, что священники пьют исключительно кагор, или что матушка в принципе не может работать, даже если дети уже выросли. Но создаётся ощущение, что вместо объективной картины автор невольно предлагает тебе тоже набор штампов, только других. Прочитав книгу, можно подумать, что поповны - самые плохие попадьи: они и строптивы, и детей рожать не хотят, насмотревшись на  тяжелую жизнь своих матерей, и заработать стремятся побольше. А в качестве примеров священнических семей берутся крайние случаи: либо матушка работает на престижной работе, имеет собственную  машину, семья живет в ее квартире, а с детьми сидит няня, либо все прозябают в нищете, ютятся по углам, а матушка ходит в обносках. Но почему почти ничего нет о жизни обычных, среднестатистических жен священников?..

Вообще церковный человек не найдёт в «Записках...» ничего нового, кроме развенчания банальных стереотипов и некоторой порции «изюминок» (видимо, в угоду стороннему читателю) - например, про разводы в семьях священников, или о том, что все ученицы регентских школ и отделений непременно стремятся «показать товар лицом»,  чтобы найти себе мужа-священника.

К сожалению, польза книги сводится к минимуму: нужной она может быть лишь для далёких от Церкви людей, и то - частично. Впрочем, и ничего вредного - умышленной лжи (о двух-трёх анахронизмах и случайных ошибках вряд ли стоит упоминать), ворошения грязного белья или создания карикатурного образа духовенства - в «Записках попадьи» тоже нет. Это самая обычная книга, вызвавшая ажиотаж необычным названием и необычной личностью автора - хорошего человека, увы, без литературного таланта.

 

На этом можно закончить. Но нам кажется важным сказать ещё об одном. В «Записках...», так много говорящих о семейной жизни, «по умолчанию» оказалось пропущено то главное, что всегда было сердцевиной христианского брака. То, что заставляет ехать за мужем в далёкое село, рожать, воспитывать, тянуть  на себе детей, хозяйство, приход; годами, десятилетиями делить супруга с  десятками, а то и сотнями прихожан и духовных  чад, терпеливо переносить его поздние приходы домой, усталость, практически полное отсутствие времени на саму себя и детей, безденежье и бытовую неустроенность. Это любовь, которая долготерпит, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит и - никогда не перестаёт.

Иллюстрация к аннотации - decor.eu.ru

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале