Постимся с детьми: Свободу художнику!

История искусств изобилует примерами того, как юное дарование, имея все предпосылки быть на корню задавленным строгими канонами, диктуемыми авторитетным педагогом, все же пробилось на свет вопреки всему. И все же в пересчете на общую массу, число таких талантов крайне мало. Что мы можем сделать и чего лучше не делать, чтобы дать ребенку максимально раскрыть свой творческий потенциал?

Трехлетний мальчик с удовольствием раскрашивает крокодила. Заботливая бабушка всплеснула руками: «Ромочка, разве такой крокодильчик бывает – голубой в розовых разводах? Ты давай, зелененьким раскрашивай». Тут подошла мама и тактично нейтрализовала бабушку. Вопрос: кто прав? Не торопитесь осуждать бабушку, у нее своя правда: кто и как объяснит ребенку, какого цвета настоящий крокодил, если она не сделает этого сейчас? И все же права мама, заняв позицию осознанного невмешательства: «Голубой так голубой. С голубым щенком тоже никто не хотел играть, а когда тот стал героем, все «правильные» собаки носили его на руках». Если спросить ребенка при случае, какого же цвета настоящий крокодил, который живет в Африке, он скорее всего даст правильный ответ. Тогда нужно уточнить, почему он решил изобразить именно голубого крокодила. Возможно, это не простой крокодил, а волшебный. Возможно, вы вместе стоите на пороге новой сказки… Вот так создается произведение искусства, и вы можете научить этому своего ребенка.

Верю!

Если пользоваться терминологией Станиславского, то всякий образ имеет право на существование, если он оправдан. К примеру, в комнате стоит картонная коробка. Пока это всего лишь коробка, и в любой момент вы можете отправить ее в мусорное ведро. Как только вы услышите, что коробка – это лубяной домик зайки, из которого его выгнала лиса, бойтесь не просто выкинуть коробку, но даже сдвинуть ее с места: этим вы можете нарушить гармонию только созданного художественного пространства. С этой же мыслью предельно осторожно разбирайте завалы игрушек, которые незадолго до этого были аккуратно водружены посреди комнаты. Этот беспорядок в буквальном смысле – творческий. Если пожертвовать, хотя бы на время собственным спокойствием от лежащих в порядке вещей, вы имеете шанс насладиться зрелищем мирно играющего крохи. Если чувствуете, что имеете право быть допущенными на эту закрытую территорию, попробуйте расспросить ребенка, что означает та или иная деталь этой мизансцены, осторожно подкиньте, как свежие дрова в костер, несколько новых поворотов сюжета, новых деталей, новых героев, и – о, чудо! – чадо продолжает самостоятельно играть, а вы - наслаждаться отдыхом и смакованием своего педагогического успеха. Напомню только, что сейчас я рисую идеальную ситуацию, и часто стоит сделать поправку на самочувствие ребенка, на сложность темы, которая вами выбрана, да и просто на отсутствие желания продолжать игру.

Ненавязчиво быть рядом

Полная свобода: в выборе игрушек, места занятия, способа работы с выбранным материалом, - этот принцип, провозглашенный Марией Монтессори, такой простой и понятный принцип, до сих пор не работающей в нашей системе дошкольного и школьного образования, вполне приложим к семейной, домашней педагогике. Где, как не дома, можно дать личности раскрыться в атмосфере полной свободы и полного приятия  любого результата творческого акта?

Мария Монтессори четко сформулировала условия, которые должны выполняться в случае предоставления ребенку свободы деятельности. Главное из них – деятельность не должна быть деструктивной. Если же она становится таковой, необходимо ее пресечение или направление в нужное русло.

Знакомить с лучшими образцами

Идеолог раннего развития Масару Ибука считал, что малыш, даже самый маленький, должен знакомиться с шедеврами, видеть и слышать лучшие образцы художественного и музыкального творчества. Когда я спросила своего знакомого регента, человека, с детства участвовавшего в известном на всем мир детском хоровом коллективе, о том, будет ли он учить свою новорожденную дочь музыке, он ответил: «Все, что я буду делать, - это петь ей».

Исходя из этого же принципа, стоит творить вместе с детьми, стоит создавать сложные и прекрасные произведения, и пусть малышу предстоит лишь придержать, приклеить и даже просто понаблюдать за вами, вы вместе прикоснетесь к прекрасному. Не удивляйтесь, если вечером папе ребенок расскажет о том, как он делал эту чудную вазу из папье-маше, а мама ему помогала. Знаете, как учился рисовать Пикассо? Он подрисовывал коготки голубям на картинах своего отца – знаменитого художника.

Не «писать в стол»

Поделки, которые у вас получились, должны «работать»! Не жалейте их, дайте возможность малышу играть с ними, используйте их в качестве героев инсценировок, устраивайте выставки и показы. Вы всегда успеете собрать коллекцию шедевров и убрать ее в сундук, чтобы показывать благодарным потомкам.

А теперь – немного практики.

Шедевры в картотеке

Прекрасная идея, которая до сих пор ждет своего воплощения в нашей семье, - создать  карточки с репродукциями картин известных художников. Если у вас есть наборы открыток из музея, можете показывать их малышу. Если нет, вы можете создать их самостоятельно. Для этого нужно выбрать подходящие шедевры в интернете, уменьшить до необходимого размера и распечатать на фотобумаге в любом фотосалоне. Вы можете собрать целую коллекцию таких карточек и распределять их по категориям – эпоха, направление и т.д. Рассматривая «картинки», обращайте внимание на детали, обсуждайте сюжет, настроение, которое несет эта картина.

Вы можете также рассмотреть иконы, которые есть дома. Расскажите малышу о том, что икона – это как будто фотография Бога, Божией Матери, Ангелов или святых. Мы не можем увидеть их сейчас глазами, поэтому обращаемся к ним, глядя на их изображение.

Цветы для Богородицы

В грядущую субботу, 31 марта, в храме будет читаться самый древний акафист – акафист Пресвятой Богородице. Праздник Похвалы Пресвятой Богородицы когда-то был предпразднством Благовещения. И уже с наступающей недели можно начать готовиться к этому празднику, одному из самых любимых маленькими детьми.

 

Среди наших домашних икон есть икона Богородицы «Неувядаемый цвет». На ней Пресвятая Дева изображена  с Младенцем и веточкой белой лилии. Давайте подарим Божией Матери и другие цветы! Какие же цветы мы можем сделать сами?

Ландыши, сделанные в технике квиллинга. 

 

Ромашки из семян тыквы.

 

Незабудки из пластилина и пшена и мимоза из кукурузной крупы.

 

А еще вот такие вкусные цветы, которые полезно съесть после долгой творческой работы: розы из кураги и изюма, тюльпан из инжира, неизвестный ботаникам цветок из нарезанных вдоль вяленых персиков и чернослива.

Ножки цветов сделаны нами из очистков от яблока, можно также нарисовать их специальными пищевыми фломастерами, если таковые имеются среди ваших запасов.

Юный агроном

В последние несколько лет популярным стало создание пасхальных композиций, в основе которых лежит зеленая травка пророщенных злаковых культур – пшеницы, овса и других. Для нас как нельзя кстати будет такой сельскохозяйственный опыт: зерно, опущенное в землю и давшее прекрасный зеленый росток (а в перспективе и «плод»), - это не только иллюстративный материал к беседе о законах природы, но и яркий, понятный ребенку символ грядущего события – Воскресения Христова, это повод поговорить о том, что такое смерть и возможность представить себе, что есть воскресение из мертвых. Безусловно, такая беседа может иметь место, только если ребенок к ней готов, если у него назрели подобные вопросы (о том, как объяснить значение Праздника Пасхи малышу-трехлетке и стоит ли вообще это делать, мы поговорим в одном из следующих материалов).

Итак, если мы хотим поиграть с ребенком в агронома, а заодно и порадовать своих друзей и близких необычными пасхальными подарками, стоит озаботиться этим уже сейчас: приобрести  в магазине (как правило, в отделе здорового питания) специальные, «для проращивания», зерна и прорастить их, следуя прилагаемой инструкции (обычно небольшое количество зерен замачивается на ночь  в едва теплой воде, а потом выкладывается нетолстым слоем на блюдце и накрывается влажной марлей, ставится в теплое, светлое место). Теперь давайте решим, в чем мы будем их проращивать. Мы приобрели для этого специальные пластиковые стаканчики для рассады. Думаю, могут подойти и обычные неглубокие пластиковые кружечки для чая и кофе. Важно проделать в их донышке несколько больших дырок, необходимых для стока лишней воды при поливке.

Пока вы ждете появления ростков (а они не замедлят появиться максимум через сутки), декорируйте баночки в помощью оберточной бумаги, скрепив ее в нужных местах с помощью степлера. Ваше чадо может создать свои, эксклюзивные баночки, облепив их пластилином и вдавив в пластилин любые «украшения» - от посыпки и круп до бисера и ракушек.

Предоставьте ребенку возможность самому наполнить баночки землей, утрамбовать ее, увлажнить. Высадите зернышки так, чтобы основная масса их расположилась ближе к краю баночки. Не забывайте регулярно поливать ростки! Когда у вас подрастет зеленая травка, вы можете уложить в «заросли» крашеное яйцо и подарить. Если обладатель пшеничной травки и поостережется употребить ее в пищу в качестве источника хлорофилла, она точно придется по вкусу его пушистому домашнему любимцу (некоторые хозяева специально выращивают для своих кошек овес).

Конфетозаменители

Прошло уже больше половины Поста. Дети просят сладкого, взрослые переели халвы… Угостим своих домашних собственноручно приготовленными конфетами!

Оставшиеся после посадки зерна промойте и уберите в холодильник. Весной, когда витаминов нам почерпнуть уже почти неоткуда, проростки – их прекрасный источник. Помните только, что хранятся они в холодильнике не более двух дней. Проростки можно употреблять с любой пищей. Лучше всего перемолоть их, например, в кофемолке и добавлять в салаты. Чтобы их попробовали дети, сделайте особые конфеты – из измельченных сухофруктов – кураги, чернослива, изюма, грецкого ореха (наряду с проростками зимой сухофрукты – не только источник витаминов, но и стимулятор работы пищеварительного тракта). Добавьте в массу немного  меда (совсем немного, чтобы «конфеты» не растекались) и еще меньше – пророщенных зерен (буквально половину чайной ложки, больше не надо). Сформуйте «шарики» или «колбаски», поставьте на несколько часов в холодильник. Готовые конфеты уложите в коробку от шоколадных конфет или упакуйте каждую в яркий фантик.

Любой воцерковленный человек понимает, что Пост без участия в богослужении теряет смысл. А потому важно познакомить, хотя бы в общих чертах, наше чадо с особенностями великопостных служб, которые уникальны по своей атмосфере. И в следующий раз мы поговорим о том, на какие из них (пусть даже на часть)  стоит сходить вместе с малышом на исходе Великого поста.

До встречи через неделю!

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале