Чтение Великого поста. Двадцать девятый день от игумена Саввы (Тутунова)

По доброй традиции, православные христиане стараются провести Великий Пост за молитвой, чтением Евангелия, благочестивых книг и наставлений. Что выбрать? Двадцать девятый день представляет заместитель управляющего делами Московской Патриархии игумен Савва (Тутунов).


Игумен Савва (Тутунов):

- Предшественниками по рубрике уже было подчеркнуто: чтение, наиболее соответствующие Великому Посту — тексты Постной Триоди. Увы, Четыредесятницу мы едва ощущаем, за исключением, может быть, первой седмицы. Ведь в воскресные дни, когда мы бываем в храме, богослужения почти не отличаются от непостовых. К своему стыду, и сам мало практикую это чтение, если не служу на буднях. Поделившись этими мыслями, обрел лишний повод исправиться.

Всегда нахожу для себя пользу в творениях Аввы Дорофея и преподобного Иоанна Кассиана Римлянина.

Из современных подвижников благочестия предложу вниманию читателей «Татьянина Дня» текст из «Записей» священника Александра Ельчанинова. Глава книги названа «Из писем к молодежи», но, думается, небесполезна может быть христианам самых разных возрастов. При нашей торопливой жизни «Записи» удобны для чтения краткостью и емкостью входящих в них текстов.

Священник Александр Ельчанинов.

Записи

Из писем к молодежи

«Если уже ты принимаешь мое руководство, то я посоветую тебе вот что.

— Молиться утром и вечером, хоть одну молитву, хоть 1—2 минуты, но стараться достигнуть полного сосредоточения мыслей на словах молитвы, изгнания из ума всего постороннего, хоть слабой степени (сердечной) теплоты, чувствуемой и реально в области сердца, так как мы молимся прежде всего сердцем.

— Читать, когда сможешь, но каждый день, хоть 1—2 стиха Евангелия, с усилием применить прочтенное к своей жизни, к пониманию окружающего, т.е. с усилием понимать читаемое, как живое слово Бога, направленное именно к тебе.

— Читать всегда какую-нибудь книгу религиозного содержания: жизнеописание святых, по истории Церкви...»

 

«На твои вопросы о посте: пост не есть голод. Голодает и диабетик, и факир, и йог, и заключенный в тюрьме, и просто нищий. Нигде в службах Великого Поста не говорится о посте, изолированном в нашем обычном смысле, т. е. как о неядении мяса и проч. Всюду один призыв — “постимся, братие, телесне, постимся и духовне”. Следовательно, пост только тогда имеет религиозный смысл, когда он соединен с духовными упражнениями. Пост равен истощению, утончению. Нормальный, зоологический, благополучный человек недоступен влияниям высших сил. Пост расшатывает это физическое благополучие человека, и тогда он делается доступнее воздействиям иного мира, идет духовное его наполнение».

«... Что касается исповеди, — не откладывай ее. Слабая вера и сомнения — не препятствие. Непременно исповедуйся, каясь в слабой вере и сомнениях, как в своей немощи и грехе. Так оно и есть: полная вера только у сильных духом и праведных; где нам, нечистым и маловерным, иметь их веру. Была бы она — мы были бы святы, божественны и не нуждались бы в той помощи Церкви, которую она нам предлагает. Не уклоняйся и ты от этой помощи».

«Главная ошибка нашей молодежи — в убеждении, что все можно постигнуть, что христианство есть философская система, логически доказуемая и излагаемая, что они в данном своем состоянии (моральном, религиозном, интеллектуальном) могут усвоить себе всякую истину веры. Что христианство есть жизнь, этого они часто упорно не хотят видеть. Вместо того, чтобы полюбить истину и преклониться перед нею, они ее оспаривают, полемизируют с нею».

«Разреши дать тебе некоторые советы:

Самое радикальное средство от гордости — быть в послушании (родителям, друзьям, духовному отцу).

Принуждать себя выслушивать советы и быть внимательным к чужому мнению.

Не торопиться верить в истинность открытых тобой мыслей.

Быть попроще с людьми, не подозревать за их словами и поступками никакой особой подкладки.

Не избегать игр, веселости, общества.

Молиться почаще — “Господи, дай мне терпение, великодушие и кротость” или — ... “смирение, целомудрие и послушание”.

Помоги тебе Господь стяжать плоды Духа Святого, из которых первые суть — любовь, радость, мир, долготерпение».

«Держись проще и веселее. Христианин вовсе не должен представлять собой какую-то мрачную фигуру, изможденную аскетическими подвигами и служащую укором для других людей. Если даже это у тебя и совсем искренно — все равно — долго так не прожить, и реакция может быть как раз в обратную сторону. Не думай вовсе о внешнем — оно должно быть естественным результатом внутренней жизни и проявляться само собой».

«Как сделать, чтобы не было скучно с человеком? — Надо понять, что Бог творит Свою волю о нас через людей, которых Он посылает нам. Нет случайных встреч: или Бог посылает нам нужного нам человека, или мы посылаемся кому-то Богом, неведомо для нас. Мы умоляем Бога о помощи, а когда Он посылает нам ее через определенное лицо, мы отвергаем ее небрежностью, невниманием, грубостью».

«Очень тебя понимаю в твоих жалобах на пустоту жизни вокруг тебя. Посоветую тебе две вещи: во-первых, частую коротенькую молитву среди дня про себя, на ходу, вроде “Боже очисти меня грешного”, “Боже, буди милостив мне грешному”, “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя” — по многу раз. Это как средство иметь память о Боге, которая предохранит от легкомыслия, болтовни и проч. И второе — не особенно скрывать от товарищей свою религиозность. Неожиданно ты можешь встретить сочувствующих, вопрошающих, заинтересованных. Одним словом, не старайся скрывать перед людьми свою истинную сущность под общей маской легкомыслия и пустоты».

Чтение Великого поста. Двадцать восьмой день от священника Игоря Фомина

Чтение Великого поста. Двадцать седьмой день от игумена Иоасафа (Полуянова)

Чтение Великого поста. Двадцать шестой день от Владимира Легойды

Чтение Великого поста. Двадцать пятый день от Олеси Николаевой

Чтение Великого поста. Двадцать четвертый день от митрополита Калужского и Боровского Климента

Чтение Великого поста. Двадцать третий день от протодиакона Александра Агейкина

Чтение Великого поста. Двадцать второй день от Светланы Луганской

Чтение Великого поста. Двадцать первый день от Михаила Селезнева

Чтение Великого поста. Двадцатый день от Григория Александровича Любимова

Чтение Великого поста. Девятнадцатый день от Виктора Антоновича Садовничего

Чтение Великого поста. Восемнадцатый день от игумена Всеволода (Варющенко)

Чтение Великого поста. Семнадцатый день от игумена Евфимия (Моисеева)

Чтение Великого поста. Шестнадцатый день от протоиерея Всеволода Чаплина

Чтение Великого поста. Пятнадцатый день от протоиерея Максима Козлова

Чтение Великого поста. Четырнадцатый день от Александры Никифоровой

Чтение Великого поста. Тринадцатый день от Фредерики де Грааф

Чтение Великого поста. Двенадцатый день от Андрея Десницкого

Чтение Великого поста. Одиннадцатый день от Елены Жосул

Чтение Великого поста. Десятый день от Ольги Седаковой

Чтение Великого поста. Девятый день от Владимира Буреги

Чтение Великого поста. Восьмой день от иеромонаха Симеона (Томачинского)

Чтение Великого поста. Седьмой день от Сергея Чапнина

Чтение Великого поста. Шестой день от игумена Арсения (Соколова)

Чтение Великого поста. Пятый день от Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина

Чтение Великого поста. Четвертый день от эконома Данилова монастыря игумена Иннокентия (Ольхового)

Чтение Великого поста. Третий день от протоиерея Димитрия Карпенко

Чтение Великого поста. Второй день от епископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта

Чтение Великого поста. Первый день от ректора Московских духовных школ архиепископа Евгения