Феодоровская икона Божией матери: царский образ и помощница невест и жен

27 марта– день празднования иконы Божией Матери «Федоровская». Сегодня в церковных лавках Феодоровские иконы продаются с молитвой о помощи в родах. Мало кто знает, что именно эта икона – «виновница» того, что многие русские государыни носят отчество «Федоровна», а в нашем Отечестве этот образ был связан в первую очередь с царской и императорской семьей.

Сейчас, когда практически любую икону можно найти в интернет-поисковике и распечатать, а если хочется – купить в церковной лавке, трудно представить, почему какие-то списки были так значимы для наших предков – и простых людей, ремесленников и крестьян, и священнослужителей, и государственных чиновников и царей. Мы приходим в храм и молимся перед иконой, часто – о помощи в болезнях или даровании чуда. Но в чем само значение иконы, почему целый день в году посвящен определенному образу, почти не задумываемся.

Пришествием честныя Твоей иконы, Богоотроковице,
 обрадованный днесь Богохранимый град Кострома,
якоже древний Израиль к кивоту Завета,
притекает ко изображению лица Твоего
и воплотившагося от Тебе Бога нашего…

Так звучит тропарь сегодняшнего праздника.

Почему же событие местного значения – принесение иконы в Кострому – празднует вся Церковь?

14 марта (23 по новому стилю) 1613 года,  после Смутного времени, на царство был избран первый государь из рода Романовых. После неспокойного времени, войны, интервенции, голода и хаоса, когда народ собрал ополчение и выгнал из страны захватчиков, избрание царя означало наступление стабильности, спокойствия, возвращение к нормальной жизни. Государство обрело своего главу, точку опоры.

Будущий государь в то время жил в Костроме в монастыре вместе со своей матерью, которая была монахиней. Будущего царя избрал Земский собор в Москве, и делегация из столицы отправилась в Кострому вместе со списком иконы Божией Матери из Успенского собора, который сделал еще  московский митрополит святитель Петр.  «Бысть же в тот день на Костроме радость велия, и составиша празднество чудотворной иконе пречистыя Богородицы Феодоровской», - написал позднее Патриарх Филарет по поводу принесения иконы в Кострому.

Точно не ясно, как именно икона участвовала в событии объявления Михаила Романова новым царем: то ли его мать благословила сына этим образом, то ли архиепископ после того, как будущий царь отказывался признать себя монархом, взял икону в руки и принес к его матери.

Так или иначе, именно эта икона была рядом с  первым царем Романовым, когда он согласился стать российским самодержцем.

Уезжая в Москву, царь Михаил взял список с Феодоровской иконы с собой в столицу и поместил ее в придворной церкви, а для иконы, которая была принесена в Кострому и осталась в его родном городе, прислал богатые украшения. 

Как известно, российские государи часто женились на немецких принцессах. Чтобы обвенчаться с православными российскими монархами, будущие государыни принимали православие. Но у российской императрицы непременно должно было быть не только русское имя, но и русское отчество.  И вот именно в честь Феодоровской иконы принцессы стали принимать отчество «Федоровна». Жена Павла I –Мария Федоровна, супруга Николая I – Александра Федоровна, жена Николая II–Александра Федоровна, наконец, святая Елизавета Федоровна приняли свои отчества в честь Федоровской иконы.  А самой первой отчество в честь этого образа приняла первая супруга Петра I Евдокия Лопухина: почему-то «Илларионовна» в те времена казалось менее  благозвучным.

А еще перед иконой молились девушки о даровании хорошего жениха и об успешном замужестве.

Одним словом, икона стала популярной, с нее делались многочисленные списки, а сам образ украшали драгоценными камнями. 

День наречения нового царя стал днем празднования в честь Феодоровской иконы. Дата праздника первоначально смещалась, зато в тот день, когда высокоторжественная совершалась служба. До конца XVIIвека Патриарх возглавлял литургию в Успенском соборе Московского Кремля и возникла традиция в этот день служить в белых ризах, как на Благовещение. Спустя несколько десятилетий эта традиция прервалась.

В современном богослужебном уставе Русской Православной церкви празднование Феодоровской иконе не имеет какого-либо особого статуса и совершается по великопостному уставу.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале