Экзамены: беременным противопоказано

Помогает ли студенческое прошлое преподавателя раскрывать хитрости нынешних студентов со шпаргалками? Как относиться к беременным на экзамене? Об этом рассказывает профессор факультета журналистики МГУ Павел Вячеславович Балдицын.

Билеты и шпаргалки

— То, что вы сами были студентом, помогает вам раскрывать какие-то наши хитрости?

— О, конечно, конечно! Безусловно! Я шпаргалками не пользовался. Хотя, по правде сказать, два раза на экзамене использовал «шпоры», но это были специфические случаи. Первый случай — это введение в германистику. Это такой сложный предмет, лингвистическая дисциплина, которая требует знания множества конкретных фактов истории языка. Какие были парадигмы в готском языке, какие звуки, потом надо знать, как санскрит там воздействовал. Конечно, как готский перешел в немецкий, диалекты верхненемецкого, нижненемецкого. Ужас, в общем. Был готов объективно на «четыре», и шел получать эту свою «четвёрку», и вдруг, зайдя на экзамен, обнаружил, что все столы забиты учебниками — их было так много, что нельзя было руку воткнуть. Это оставила немецкая группа, а я был в английской. Я все написал самостоятельно, а потом смотрю, все пользуются. И преподаватель на это не обращает внимания. Может быть, сознательно. Я иногда на экзамене разрешаю пользоваться всем, чем возможно, но только на втором высшем образовании. Спросите у этих счастливчиков, они вам подтвердят. И вот тогда я подсмотрел и написал какие-то факты. Уже не помню, что я получил. Вот это один раз.

Второй раз был по педагогике. Я сдавал педагогику досрочно, потому что ехал в стройотряд. И там был преподаватель такой Евгений Петрович Малиночка — ох, милый, розовые щечки чудесные, читал нам лекции, а я на лекции не ходил, потому что у меня было свободное посещение, я был общественный деятель, председатель комсомольской организации, организовывал стройотряд. Я не ходил, но этот предмет меня в какой-то степени интересовал, и я читал Песталоцци, читал Ушинского, читал Сухомлинского и прочих-прочих. И вот на экзамене первые два вопроса я знал прекрасно, а вот третий вопрос, как сейчас помню, «Формы работы с пионерами в школе». Ну я думаю: «Что я, не придумаю какие-то там формы работы?» И запросто изложил что-то из Песталоцци, заливался соловьем. Ну, преподаватель меня остановил и говорит: «Вы ответили на первые два вопроса отлично, а на третий вопрос вы должны повторить те восемь форм работы, которые я называл на лекции». И тут я оказался в луже. Я говорю, что их не помню, не знаю, ставьте мне «четыре» и разойдёмся. Ну, я, может, не так нахально сказал. Это студенты факультета журналистики нахальные, а мы были скромные. А он говорит: «Нет, вы отвечали очень хорошо, у вас много "пятерок", "четвёрки" редки, приходите на пересдачу».

И я пошёл на пересдачу. Но я-то человек любознательный. Да, я пришел уже к другому преподавателю, к заведующему кафедрой, его звали Валерий Иванович, и он столы расставлял так, что туда шпаргалку было положить невозможно. Они так веером стояли по аудитории. Я сдавал с французской группой, такие девочки, скромные. Я у них спросил на всякий случай восемь форм работы с пионерами и записал. А листок положил в карман. И вот мне попадается тот самый билет, который я отвечал и, значит, те самые формы работы, на которые у меня в кармане бумажка. Вот эти два случая.

— Неужели с друзьми никогда шпаргалок не готовили?

— У меня были приятели, которые шпаргалили вполне профессиональным образом. Целая компания, они жили в общежитии. У них была своя терминология: например, «медведи» — это когда карманы пришивались на пиджак. Парень ходил с карманами и расшвыривал девочкам эти шпаргалки. Вот они это делали профессионально, умело, писали вчетвером, каждому доставалась четверть вопросов, и они свои вопросы уже знали. И я это увидел и понял, как можно шпаргалить и как преподавателю можно списывающих ловить.

— То есть за студентами присматриваете?

— Мне неудобно, неловко и стыдно наблюдать, откуда девочки тянут шпаргалки. Это, конечно, неинтересно. Или ставят сумку рядом с собой, из сумки явно торчит куча распечатанных ответов. Совершенно смешно, ничего профессионального. Тут есть несколько простых приемов. Как говорится, против лома нет приёма. Я знаю один, самый простой и железный, как лом, приём. Я вижу, что студент шпаргалит, он себе готовится, я его не трогаю, а когда он садится отвечать, сразу задаю ему другие вопросы и не слушаю того, к чему он готовился. Хороший приём?

— Нет!

— Прекр-р-р-расный! Если студент со мной играет в «кошки-мышки», я с ним сыграю в другую игру. 

— Вы же у него просто шок можете вызвать!

— Да. Когда шок бывает, мне это еще больше нравится. Это на шок и рассчитано. Некоторые сразу отказываются, некоторые отвечают, ведь бывает, человек знает предмет, а шпаргалку тянет.

— Бывает, что студент не может ничего сказать от волнения, а не от незнания.

— Знаю разные приёмы, как снять напряжение. Иногда пошутить, иногда поговорить мягко. Как-то настроить отвечающего на мирный, спокойный лад. Если он впадает в ступор — есть такие нервные особы, особенно девицы — я бы посоветовал учиться сдавать экзамен.

А если это любовь

— Часто вам на экзамене признавались студентки в любви?

— На экзамене — нет!

— Но как же? А у нас столько историй про это ходит! Например, если неудовлетворительно отвечающая студентка во время сдачи с вами кокетничает, вы ее спрашиваете, что она делает сегодня вечером, а когда обрадованная девушка выдыхает,что совершенно свободна, да еще и глазками стреляет, то вы выдаете: «Сегодняшний вечер вы проведете с "Папашей Горио". Вы будете его читать». На колени перед вами падали...

— Нет, на колени ко мне никто падал. Ой-ой, враньё все это.

— Но как должны вести себя преподаватели в таких случаях?

— Ну... (Впервые задумывается.) Выработать какую-то определенную методику, на самом деле, это не так сложно. Хотя был у меня один раз, когда я поставил студентке автоматом «отлично». Она явно меня преследовала, там, письма писала чуть ли не на каждой лекции. Но она делала это несколько картинно, мне казалось, напоказ. Но когда я поставил ей «автомат» (она действительно великолепно занималась, её не надо было спрашивать), она так расстроилась и сказала, что этого от меня никак не ожидала. Ей хотелось сдавать экзамен, а я говорю, не нужно.

А если это беременность

— На старших курсах, где вы ведёте зарубежную литературу, слава Богу, каждый год одна-две беременные сессию сдают. Вот придут они к вам на экзамен...

— У беременных на определенном сроке, в последние месяцы вынашивания, не работает голова. Всё забирает плод. Поэтому лучше сдать до последних месяцев, а если женщина идет на седьмом-девятом месяцах, она рискует, конечно. Но беременность — прекрасное дело! Надо рожать детей. Ребенок твой, которого ты родишь, это намного важней, чем все эти экзамены, все эти сессии вместе взятые. Зачем эта сессия? Надо уйти в академический отпуск и не сдавать сессию, а если хочешь сдавать, если у тебя есть такое честолюбие, то делай это до приближения родов. А когда родился ребенок, то вообще не до учёбы. Когда у меня жена родила, она ещё и болела, я книг совсем в руки не брал. И потом только, через какое-то время, я с удивлением вспомнил, даже узнал, что в мире ещё есть книжки! Книжки! Помимо кормления, купания, гуляния, стирки, сушки, пеленок есть еще и книжки!

— Вы с большим сочувствием относитесь беременным?

— Беременную женщину надо уважать. Но «автомат» ставить не буду. Она же рожает не для того, чтобы получить «автомат». Что за дурацкая постановка вопроса, зачем «автомат»?

— Чтобы она стресс не испытывала в процессе общения с вами на экзамене.

— Пусть тогда не ходит на экзамен. Если она идет на экзамен, значит, она рискует. И я могу пощадить её самочувствие, но просто так «пять» или «три» я не поставлю. Поверьте, от родов вы, дорогие студентки, получите гораздо больше удовольствия, чем от сдачи любого предмета.

Впервые опубликовано 27 января 2009 года под названием «Что значит сессия для преподавателя? Ч.2»

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале