Загорятся ли глаза у гастарбайтеров?

Когда к нам подходят на улице незнакомые люди и спрашивают в лоб «Верите ли вы в Бога?», у нас, как правило, не возникает желания задушевно пообщаться с неожиданными собеседниками на такую деликатную тему. Подходить к случайным прохожим и рассказывать им о Христе – такая практика в массовом сознании ассоциируется с миссионерами-сектантами. А если уличной проповедью займется православный человек, будет ли он иметь успех?

Наверное, немногие знают, что вот уже несколько лет в Москве при храме святого апостола Фомы на Кантемировской существует Миссионерское движение в честь пророка Даниила, основателем которого был убиенный за Христа отец Даниил Сысоев. Оно зародилось в 2008 году, когда был создан миссионерский кружок при храме. Затем на его базе появилась миссионерская школа. Там преподают такие известные специалисты, как протоиерей Олег Стеняев, религиоведы А.И. Солодков, В.В. Юдин, миссионеры В.Н. Куприянчук, А.В. Люлька. В школе учат, прежде всего, конкретным приемам миссионерской деятельности, причем обязательным условием является уличная практика.

Денис Гришков выступает на журфаке МГУДенис Гришков выступает на журфаке МГУ

Один из нескольких десятков учеников миссионерской школы 19-летний студент факультета журналистики МГУ Денис Гришков рассказал нам о своем опыте миссионерства:

– В начале 2011 года я увидел в своем храме объявление о наборе на миссионерские курсы при храме апостола Фомы и фотографию отца Даниила Сысоева, который когда-то вел эти курсы. В объявлении говорилось, что будет обязательная практика. Сначала я не хотел идти на практику: было страшно перед каждым выходом на улицу. Но раз за разом открывалась жуткая глубина жизни, глубина Божия промысла, и я вдруг понял, что это и есть дело всей моей жизни. Но, думаю, главной причиной было не только это: до того, как я пришел в храм Апостола Фомы, я был уже воцерковленным человеком. Но после первых занятий в миссионерской школе пребывал в шоке: я понял, что не знал Христа, не знал, какой это дар быть христианином, что православие – это и есть реальность и помимо него ничего, по сути, нет. Когда ты понимаешь, что то, что писал Апостол Павел, допустим, к Ефесянам, относится к тебе, что и ты «сын Божий» по Его благодати, тебе уже не кажется странным разговор о Боге в «нестандартных условиях». Отец Даниил жил Небом, он занимался миссией, как мне рассказывали, по очень простой причине: он хотел, чтобы как можно больше людей попали в рай. Если ты не имеешь чистой православной веры, рай представляется тебе чем-то абстрактным, мифом, и, конечно же, миссия покажется тебе делом странным и смешным. Если человек идет на компромиссы с собственной совестью, не признает, допустим, существования вечных мук, спасительности Церкви, то есть находится вне православной веры, миссия для него непонятна. В Фоме я  встретился с той верой, которую Христос передал людям, верой святых отцов Церкви, с Живым Богом, Который явился в мир, мое же представление о Нем до этого было во многом предубеждением: «Бог только любовь». И я будто впервые открыл Евангелие, спустя несколько лет активной жизни в Церкви, я просто понял, что только во время миссии и произошла моя встреча со Христом, Тем, за Которого умирали мученики и кроме Которого ничего не желал знать такой мудрец, как Апостол Павел. У первого человека, с которым я заговорил на улице, загорелись глаза от слов о Христе. Он потом принял крещение. Удивительно было наблюдать, как человек меняется, когда встречает Бога. Когда видишь такие примеры, то хочется чувствовать эту радость еще и еще. Это и есть великая награда миссионеру, которую он здесь, уже на земле, получает, не говоря о награде небесной.

– Кто был этот человек? 

 – Ее звали Ася. Мы с ней познакомились в очереди к Поясу Богородицы. У нее было серьезное заболевание. Я раздавал в очереди листовки о таинствах исповеди и причастия. И мы разговорились. Оказалось, что Ася некрещеная. «А как же те, кто не крещен? Они не могут принимать таинства?» – спросила меня Ася. Мы с ней обменялись телефонами. Она приняла крещение в день своей небесной покровительницы, святой мученицы Анастасии Узорешительницы, четвертого января, и стала ходить в храм.

– Денис, за пасхальным богослужением вы читали в храме Евангелие на узбекском языке. Зачем вы решили его учить?

– Однажды я ехал в метро, и рядом стоял человек, который читал книгу о жизни пророка Мухаммеда на узбекском языке. Я решил заговорить с этим человеком, но он, к сожалению, не понял ни слова по-русски. И тогда я понял, что надо учить узбекский язык. Сначала у меня не было денег, чтобы нанять преподавателя, но вдруг появилась подработка – мне предлагали ровно столько денег, сколько стоили занятия.

– Вам уже удалось применить на практике свои знания?

Миссионеры Движения на могиле о. Даниила СысоеваМиссионеры Движения на могиле о. Даниила Сысоева

 – Да, у нас была работа с гастарбайтерами, я много с ними общался, читал им Евангелие по-узбекски. Это их изумляло, они тут же вступали в разговор. Говоря с человеком на русском языке, можно добиться успеха лишь тогда, когда он – как созрелая пшеница. А с простыми, некнижными людьми нужно для успеха миссии говорить на их языке. И тогда пропасть между русским и узбеком преодолевается очень быстро. Но необходимо знать язык в совершенстве, а у меня пока еще таких знаний нет. Узбеку психологически сложнее приходить в храм, чем русскому. Ему нужно, чтобы его персонально кто-то опекал. То, что за окном такое количество приезжих, это Божий дар. Господь привел к нам столько неверующих людей и дает нам возможность просветить их. Когда миллионы этнических мусульман приезжают в православную страну, с ними нужно активно разговаривать. Узбеки в массе своей мало знают об исламе – и это тоже милость Божия. Чем меньше человек знает об исламе, тем проще с ним разговаривать. В Москве уже есть некоторые крещеные таджики. Это говорит о том, что миссия среди них возможна и необходима. Посмотрите, как активны, например, в Киргизии протестанты. Да и не только в Киргизии. Кстати, немалую часть христианской литературы на узбекском языке издают протестанты, а не православные.

 – Миссия в Московском университете проще или сложнее, чем среди гастарбайтеров?

– Миссия в МГУ проще: ты там учишься, общаешься с людьми своего круга. Это стереотип, что мое поколение – неверующее, желающее «брать от жизни все». Мое поколение страстно ищет Бога, моим ровесникам нужна абсолютная истина, чистая православная вера, которая была у Апостолов, святых всех времен. С ровесниками говорить гораздо легче, нежели с людьми старшего поколения, у которых свои предрассудки о Церкви. Причем повод может быть любой. Однажды, например, мы шли с однокурсником мимо какого-то кафе, название которого начиналось на букву «х». И я сказал собеседнику: «Ты знаешь, апостола Андрея распяли на кресте, который имел как раз форму буквы «х». Он тут же заинтересовался, и мы долго беседовали с ним о вере и Боге.

 – Как бы вы построили миссию среди студентов?

– Нужно, прежде всего, собрать заинтересованных людей и позвать священника, который пробудил бы хотя бы нескольких – так, чтобы у них загорелись глаза, чтобы пошли потом к ровесникам с рассказом о Христе. У нас был случай, когда читали лекцию о Шекспире. Там в одной из трагедий был эпизод о первомученике Стефане. У меня с собой был Новый Завет, и после лекции я предложил однокурснику узнать о Стефане из первоисточника. Он удивился и заинтересовался. Мы долго с ним обсуждали тот эпизод. Почему человеку интересно было услышать об этом? Потому что – это есть слово о живом Боге, о спасении,  «вода живая», о которой Христос говорил, что кто вкусит ее, не захочет жаждать вовек. В этом и должна заключаться миссия, когда сами студенты у памятника Ломоносову рассказывают однокурсникам о Боге, почему этого не происходит сейчас? Все очень просто: православная молодежь просто не подозревает, что «так вообще можно». Думаю, ситуацию исправил бы простой призыв священства, как-то связанного с тем или иным факультетом (я знаю, некоторые священники являются либо знаменитыми выпускниками, либо сотрудниками различных кафедр), к открытости для проповеди. Студенты бы оживились, мы глубоко духовные люди, все заявления современной молодежи по сути своей духовны, посмотрите на их участие в последних митингах, например, молодежь ищет на них не просто социальной справедливости, а истины. То, что на митингах собирается большое количество юных оккультистов и прочих «духовных радикалов» – еще один тому пример.

Денис Гришков Денис Гришков

– Расскажите о вашем Движении.

– При нашем движении открыты миссионерские курсы, на которых каждый желающий послужить Богу, может, во-первых, ясно узнать собственную веру, и, во-вторых, научиться делиться этим спасительным даром со своими ближними. Молодежи свойственна особая активность, она всегда жаждет славы и подвига, наша Церковь – это единственное поле, где такие стремления не приводят человека к тщеславию и надрыву, потому что в ней они освящаются, и молодежь может совершать подвиги ради Господа и искать славу Божию, а не свою личную. Если Церковь, уча  искать славы Божьей, не дает человеку возможности для подвига ради Христа, он может просто уйти из нее, и его тут же примут протестанты или мусульмане, которые найдут возможность использовать активность этого человека. Поэтому Церковь в лице своих священнослужителей должна активно приглашать студентов в их же факультетах и к миссии и к другой благочестивой деятельности. В нашей же миссионерской школе при храме Апостола Фомы любого желающего послужить делу проповеди Христова Евангелия конкретным миссионерским навыкам. Кстати, 4 июня сразу после Литургии будет торжественный выпуск набора 2011 года, кто уже хочет узнать больше об апостольском служении наших дней, может прийти к нам в храм на Кантемировской и познакомиться с Движением.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале