Пресвитер Константин Симон: "Русский дом" в Риме

История Руссикума, легендарного «русского дома» в Риме – удивительное свидетельство действия промысла Божия. Основанный в начале XX столетия для иностранцев, которых Ватикан готовил к миссии в России, сегодня он стал домом для русских студентов. Они живут здесь, получают специальное литургическое и церковно-правовое образование в Папском Восточном институте и, возвращаясь к себе на Родину, вносят свой вклад в развитие отечественной богословской науки. Большинство учащихся из России курирует пресвитер Константин Симон, член Общества Иисуса, профессор истории, автор недавно вышедшей в свет монографии «Pro Russia: Руссикум и католическая работа для России». С отцом Константином мы беседуем о прошлом и настоящем «русского дома» в Риме.

Отец Константин СимонОтец Константин Симон

Биография:

Константин Симон родился в 1955 году в США (Нью-Джерси). Имеет венгерские и малороссийские корни. Среди предков православные, кальвинисты и католики. Обучался в Папском Григорианском университете и Папском Восточном институте в Риме и там получил докторскую степень в 1982 году за работу «Русинская эмиграция в США в ранний период (1884 1894 гг.)».

Затем  повышал квалификацию в области балканской филологии и славистики с углубленным изучением албанского языка и албанской культуры в Мюнхенском университете Людвига-Максимилиана. С 1994 году ординарный профессор по славянской и русской истории в Папском Восточном институте. Член Южно-Бельгийской провинции общества Иисуса. Служил советником в Папском совете по христианскому единству и в Экуменической Папской комиссии по подготовке торжеств встречи «Второго тысячелетия». Много путешествовал по Балканскому полуострову и по России. Свободно владеет английским, русским, французским, немецким и итальянским языками, читает на четырнадцати языках. Автор нескольких монографий по русской и балканской церковной истории, а также первого тома из серии, посвященной русскому католическому движению.


«Русский дом» в Риме

— Дорогой отец Константин! Вы, американец, прекрасно говорите по-русски,  преподаете историю Русской Церкви, под Вашим руководством пишут дипломные работы студенты из России, с Украины и очень любят Вас. Мне не раз приходилось видеть Вас в русских храмах Рима. Ваше особое отношение к России откуда оно?

— Со стороны матери я малороссийского происхождения. Моя бабушка – из Закарпатья. С бабушкой я говорил на украинском, можно сказать, наречии (потому что правильно по-украински она не говорила). И с этого все началось. С отроческих лет я испытывал глубокую любовь к России.

Мой любимый писатель – Гоголь. Я стал интересоваться русской литературой в 10–11 лет. А после – русской оперой. У меня дома была собрана целая коллекция русских опер. Мне нравился и Римский-Корсаков, и Мусоргский, и даже «Демон» Рубинштейна (улыбается…). В юности мои ровесники, американцы, не понимали моей любви к русской культуре. Я казался белой вороной среди них: и русская музыка меня интересовала, и русская литература. А потом стало интересовать и православие.

— Мы с Вами беседуем в Восточном Папском институте. Это место на Эсквилинском холме митрополит Никодим (Ротов) величал «русским домом». Удивительный русский островок в центре Рима: при входе в Институт на тебя смотрит Спаситель, в институтских домовых храмах византийские иконы и фрески, литургия на церковнославянском! Меня удивляло в первые дни, что ко мне подходили почтенные профессора и заговаривали со мной на чистом русском языке.  При этом абсолютное большинство из них – католики, а история основания института – увлекательный роман, достойный экранизации. Расскажите, пожалуйста, как появился этот «русский дом» в Риме, которому Вы посвятили свою  монографию «Pro Russia: Руссикум и католическая работа для России»?

— Я все-таки посвятил свою книгу Руссикуму, а не Восточному институту. Надо разделить эти две институции. Руссикум возник как русский колледж в Риме.

Папский Восточный Институт. Церковь святого Антония. РуссикумПапский Восточный Институт. Церковь святого Антония. Руссикум

Табличка об основании Папского Восточного институтаТабличка об основании Папского Восточного института

РуссикумРуссикум

И мы должны честно признать, что он возник как часть прозелетической деятельности Ватикана. При папе Пии ΧΙ в 20-е гг. XX столетия Ватикан проявлял любовь к русскому народу, сочувствовал ему. Католики очень сожалели о ситуации в России, о том, что русские оказались под большевистским игом. Но, с другой стороны, католики желали обратить Россию в католицизм. И это была первая цель русского колледжа в Риме.

Восточный институт был основан несколько раньше с тем, чтобы западные люди, западные ученые больше узнали о христианском Востоке и о России, так что прозелетизм не был там главной целью Института. А в Руссикуме, конечно, хотели воспитать духовенство, которое когда-нибудь пересечет границы России и обратит русских в католическую веру.

— Почему их привлекала Россия? Что в начале XX столетия на Западе знали о России?

— Тут надо отличить образ России у разных народов Запада и у Ватикана. Конечно, для Ватикана Россия была опасная страна, страна православия, враждебно настроенного по отношению к Католической Церкви.

— И Ватикан решил сыграть на исторической ситуации?

— Да. Хотя в то же время папа Бенедикт XV хотел и материально помочь России бороться против революции, папы хотели спасти царскую семью….

Католическая униатская миссия в Белоруссии и на Волыни. 1930-е гг. Фото из архива РуссикумаКатолическая униатская миссия в Белоруссии и на Волыни. 1930-е гг. Фото из архива Руссикума

Но и вместе с тем они стремились проповедовать католицизм на русской земле.

— А ведь, казалось бы, до революции католикам вполне благополучно жилось в России. По статистике до 1917 года в России было более полтора миллионов католиков, действовало более 600 приходов; католики составляли 10 процентов населения, имели храмы, совершали мессы…..

— В отношении к католикам в России были разные периоды: и дружбы, и напряженных отношений. До революции католики в России имели достаточно свободы в исповедании веры. И хотя они не могли обращать русских в католицизм (это было против закона), но свободой в России они наслаждались. Несомненно, тогда им было лучше, чем после революции. Большой ошибкой русских католиков стало то, что они приветствовала революцию, не зная, что за ней последует.

— В истории меня всегда больше привлекают не события, но личности, которые участвуют в них. Так меня потрясла личность епископа Федора Ромжи, пострадавшего за Христа в Закарпатье. Предчувствуя опасность из-за близости советской границы, он писал – «будь, что будет... а если убьют, то умереть за Христа обозначает вечно жить». Какие вехи в истории Руссикума, какие герои поразили больше всего Вас?

— Епископ Феодор Ромжа был очень честным человеком. Он не хотел заниматься прозелетической деятельностью среди православных. Он учился в Руссикуме и по окончании хотел преподавать философию в какой-нибудь семинарии на Западе. Епископом он стал против своей воли. И принял мученическую кончину в 1947 году возле  Мукачево. Посылавший его на служение для греко-католиков Закарпатья епископ недооценил всей опасности служения в регионе после присоединения в 1945 году Закарпатья к СССР. Конечно, епископ Феодор Ромжа это очень светлая личность. Но были и другие. Русские, православные, которые в это время обратились в католицизм и учились в Руссикуме, не имели  таких добродетелей, как Ромжа. Западные студенты, их сверстники, стремившиеся к участию в миссии, были более готовы на подвиги, чем русские эмигранты, измученные невзгодами революции и страдавшие от финансовых и психологических проблем.

Католический униатский епископ Феодор Ромжа. Фото из архива РуссикумаКатолический униатский епископ Феодор Ромжа. Фото из архива Руссикума


Из таких светлых образов Руссикума могу назвать еще одного голландца, Хельвейгена, который закончил Руссикум и погиб в немецком концлагере за то, что покровительствовал русским эмигрантам в Голландии.  Еще был француз, который стал ректором Руссикума и очень способствовал развитию идеи, что православие – это вовсе не враждебная конфессия, и что католики должны сотрудничать с православными. Он скончался в трудных условиях в Аргентине, куда уехал, чтобы окормлять католиков- эмигрантов из России (он не обращал православных в католицизм). Одним словом: как всегда в жизни бывает: есть разные примеры.

— В своей книге Вы цитируете священника восточного обряда отца Кирилла Королевского, который писал, что «каждый из студентов Руссикума должен стать русским не только по языку, но и по психологии, любовь к России должна в нем вытеснить любовь к любой другой стране», «нужно стать русским без фанатизма, но во всей искренности». Что значит «стать русским»: как бы Вы определили специфику русского менталитета?

—  Русский менталитет и в то время отличался от западного. Русский менталитет не такой прагматичный, как западный. Западный менталитет и тогда был прагматичным. Западные философы придавали огромное значение материальным вещам, а русские мыслители – духовным идеям. В этом отношении русский менталитет сильно отличается и сегодня от западного.

— А возможно ли для западного человека воспринять русскую культуру как свою и даже «превыше своей»?

— Нет, хотя очень хотели. Но и сам Королевский не смог этого сделать.

— А ведь были и «красные углы», и самовары, и куличи в Руссикуме…

— Да, все это было в Руссикуме. Руссикум был настоящим «русским домом». Хотя, конечно, имелись и несхожести с русской культурой: например, студенты носили католические подрясники…

Хиротония униатского епископа Андрея (Каткова) в Руссикуме. 1958 г.Хиротония униатского епископа Андрея (Каткова) в Руссикуме. 1958 г.

Крестный ход из Руссикума. Вероятно, 1950-е гг. Крестный ход из Руссикума. Вероятно, 1950-е гг.

Комната студента в Руссикуме. Фото из архива РуссикмаКомната студента в Руссикуме. Фото из архива Руссикма

Устав Руссикума отличался от устава русского монастыря или русской дореволюционной семинарии. С одной стороны, уже тогда сокращали богослужения, под воскресенье служили всенощное бдение, а по будням – только вечерню (без утрени). Вставали рано, шли на литургию, но ни полунощницы, ни молебна, как это заведено в русских монастырях, не служили. С другой стороны, жизнь здесь была строже, чем в русских семинариях XIX века, потому что студенты в течение учебы не могли даже возвращаться домой на каникулы. Они все время проводили в Риме.

— Но все же, отец Константин, самовары, куличи, распорядок дня – это внешние вещи. Душу-то скопировать невозможно!

— Душу скопировать невозможно. Но не забывайте, что тогда среди студентов были русские и, общаясь с ними, другие понимали, что такое Россия, русская душа…

—  Вопрос о богослужении византийского обряда: возможно ли со всей мерой искренности и акривии совместить католицизм и восточный обряд? Ведь догматика, учение о Церкви, богослужебный чин, церковное искусство развиваются параллельно друг другу, в совокупности, и нет ли тут лично для Вас противоречия – в принятия догматики католической, а обряда православного?

— Знаете, раньше я служил в Руссикуме по восточному обряду. Но потом я убедился, что в Руссикуме нет того духа, который есть у православных. Один мой польский друг, который живет в Риме, несколько лет тому назад гулял по Городу и случайно заглянул в православный храм. И говорит мне: «Ну что ты ходишь всегда в  Руссикум?» – «Потому что там служат по византийскому обряду» – «Но там все чужое. Там нет чувства намоленности. Там не прикладываются к иконам. Там сидят во время службы. А в православном храме в Риме делают поклоны, стоят на коленях, и в сердцах верующих откликается каждое произнесенное в алтаре слово…». И я стал ходить в православные храмы Рима. В православном храме есть ощущение присутствия Бога. В Руссикуме холодная среда, а в православных храмах все тепло. Вот разница! Хотя в Руссикуме всегда старались копировать атмосферу православного храма!

Все-таки мне кажется, что «русская католическая идея» (не надо преувеличивать ее масштабов, разумеется!) не удалась. Скопировав внешние приметы русского богослужения, они не смогли схватить того, что внутри – духа православия. И в этом, вероятно, и заключается ошибка «русской католической идеи».

— По промыслу Божию, случилось так, что православие на русской земле сохранилось, а миссия Руссикума постепенно изменялась. Уже в 1960-е годы при ректоре священнике восточного обряда Павле Майе она была перенаправлена в русло упрочения экуменических отношений. Сейчас я вижу в Институте студентов из России и Украины. Они здесь учатся, получают фундаментальное образование, имеют доступ к непревзойденной по своим сокровищам библиотеке. Чем живут Восточный институт и Руссикум сегодня?

— Конечно, этой идеи – обратить Россию в католицизм, теперь нет. Ее не было уже и тогда, когда покойный митрополит Никодим (Ротов) посещал Руссикум. Отец Павел Майе хотел трансформировать Руссикум в центр встречи православных и католиков. Но особенно при папе Иоанне Павле II были трудные времена, и отношения между Православной Церковью и Католической Церковью складывались напряженно. Сейчас ситуация изменилась, и мы рады приветствовать в наших стенах православных студентов. Никакого прозелетизма среди них не ведется. У нас учатся те, кто получил разрешение от Русской Православной Церкви учиться в Риме. Они имеют полную свободу, они не ходят на католические богослужения, живут в колледжах и посещают православные службы.

Рождественский праздник в Руссикуме. 2012 год. Фото иером.Авеля (Усачева)Рождественский праздник в Руссикуме. 2012 год. Фото иером.Авеля (Усачева)

Защита диссертации, подготовленной под руководством проф. Симона аспирантом из РПЦ игум. Алексием (Никоноровым). 20 марта 2012 года. Фото иером. Авеля (Усачева)Защита диссертации, подготовленной под руководством проф. Симона аспирантом из РПЦ игум. Алексием (Никоноровым). 20 марта 2012 года. Фото иером. Авеля (Усачева)

Я никогда не слышал, чтобы профессор в Институте говорил плохо о православии. Православие среди католиков сейчас ценится, мы изучаем его. В нашей библиотеке мало книг о западных конфессиях и много о православии в разных странах, о Коптской и Эфиопской Церквях. Мы рады тому, что у студентов из России есть возможность пользоваться сокровищами, собранными в библиотеке Восточного института.

Какие темы Ваши студенты избирают для своих научных исследований?

— Разные – и исторические, и литургические, и богословские, и церковно-правовые. Я очень доволен нашими православными студентами, потому что они прекрасно воспитаны и вежливы. Лучше, чем католические. Я знаю, что они получают это воспитание в очень строгих семинариях в России. Но я должен немножко и покритиковать их в том, что они, имея возможность изучать редкие языки православного мира – и сирийский, и коптский, и эфиопский, и грузинский, и армянский не посещают этих курсов, к сожалению. Кроме того, они достаточно ленивы к посещению библиотеки. Хотя, вероятно, у них нет охоты  специализироваться на этих предметах.

Возможен ли русский католицизм?

— Еще одна тема, затронутая в Вашей монографии– это тема русских католиков. Мало кто знает, что среди видных русских аристократических семей– Волконских, Голицыных, Барятинских, Батурлиных, Толстых были католики и сочувствующие католичеству. Я предполагаю, что их убеждения были серьезными, т.к. по законам Российского государства переход русских из православия в католицизм был запрещён. К примеру, князь М. А. Голицын, тайно принявший католичество при Анне Иоанновне, не был ни казнен, ни сослан, но, после допроса в тайной канцелярии, социальное уничтожен– обращен в шуты. Его участие в качестве главного действующего лица в придворной шутовской свадьбе, устроенной в «Ледяном доме», наглядно показали окружающим отношение двора к подобным идеологическим исканиям. Священник Алексей Зерчанинов в начале XX века отсидел каторгу за переход в католичество… Что этих людей приводило в католицизм?

— Я бы назвал две причины: протест против государственной Церкви, а еще важнее – связь с западной культурой, потому что они обычно воспитывались в западном духе. Большинство из них не хотели восточного обряда, они стремились к латинскому обряду как к обряду Запада, к обряду западной культуры. Им Запад был ближе, чем русская культура. Потом у многих аристократов было очень (мне не совсем ясно, почему) отрицательное мнение о православии и православном богослужении. Почему это так – это и исторический вопрос, и личный вопрос каждого из них.

Княгиня Зинаида Александровна ВолконскаяКнягиня Зинаида Александровна Волконская
Иезуитский священник И.С. ГагаринИезуитский священник И.С. Гагарин
. Священник восточного обряда Алексей ЗерчаниновСвященник восточного обряда Алексей Зерчанинов


Иезуитом стал Гагарин. Он никогда не проявлял желания служить по восточному обряду. Когда он появился как иезуит на Западе, у него были все отличия западного иезуита. Он даже не выглядел, как православный или русский человек, но – как настоящий француз, потому что работал до этого государственным деятелем на Западе и чувствовал себя намного ближе западной культуре. Хотя у Гагарина была очень странная смесь – он всегда защищал русскую политику не по поводу католицизма, но по поводу польского вопроса, отстаивая русскую позицию в этой борьбе. Он всегда защищал Россию от поляков, хотя они были для него «свои» (принадлежали к одной конфессии).

Или Голицын. Он стал миссионером в Америке и тоже чувствовал себя намного ближе ко всему западному, чем к восточному. Я цитирую в своей книге известного русского богослова отца Сергия Булгакова. Когда тот попал в Константинополь после революции и увидел греческое духовенство, он сказал: «Я таких не знаю. Мне намного ближе католическое духовенство, чем они». И даже сравнил их с исламскими муфтиями.

— Увлечение католицизмом и большая терпимость к Католической Церкви, чем к Православной, до сих пор свойственна русской интеллигенции!

— Да. Многие говорят об этом. Но мне кажется, такие люди не достаточно хорошо знают свою Православную Церковь, свое православное богослужение. У меня, например (а я все-таки родился на Западе!), Православная Церковь никогда не вызывала отрицательных чувств.

— В своей книге Вы приходите к выводу: русский католицизм скорее потерпел поражение, нежели имел успех. Почему католицизм не приживался на русской почве?

— Католицизм никогда не был русским. И католицизм никогда не будет русским. Он всегда чужд русскому духу и русской душе. Это не религия русского народа. Таково мое личное мнение.

Post scriptum

— Сейчас после Второго Ватиканского собора обе наши Церкви признаны сестринскими и равноблагодатными. Как Вы, с позиций историка, видите наше дальнейшее общение? Ведь мы учим историю, чтобы понимать настоящее и правильно смотреть в будущее.

— Я надеюсь на добрые отношения между православными и католиками. Мне кажется, что невзирая на разницу между христианскими конфессиями, христианам стоит вести диалог между собой для того, чтобы лучше понимать и ценить друг друга. При этом каждый должен быть уверен в своей вере.

Отец Константин в Троице-Сергиевой лавреОтец Константин в Троице-Сергиевой лавре

— Отец Константин, что значит Россия в Вашей жизни?

— Россия – моя жизнь.

 

Фотографии из архива Руссикума (предоставлены отцом Константином Симоном), иеромонаха Авеля (Усачева), Александры Никифоровой, из открытых Интернет-источников.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале