rss
    Версия для печати

    По одежке встречают или как узнать патриарха?

    Уже недалек день интронизации (возведения на престол) нового Предстоятеля Русской Православной Церкви. Во время этого торжественного богослужения новоизбранного патриарха облекут в особые патриаршие одежды и вручат ему главный символ патриаршей власти - патриарший посох (жезл). Впрочем, наиболее отличительные части облачения патриарха за богослужением не надеваются.
     

     Впрочем, наиболее отличительные части облачения патриарха - особый головной убор, ку́коль, и зеленого цвета мантия (у митрополитов она голубая, а у епископов и архиепископов фиолетовая) - не являются богослужебными. Т.е. во время службы патриархом не носятся. Однако на торжественных, официальных мероприятиях, на официальных портретах, а также на иконах (см. например икону святейшего патриарха Тихона) патриарх носит этот древний головной убор, куполообразный, состоящий из шапочки в виде шлема и покрывала, прикрывающего плечи и спину (она называется наметкой); на передних концах куколя и на лобной части вышиты изображения шестикрылых серафимов, а на вершине находится крест. В дораскольные времена (до патриарха Никона (правил с 1652 г.)) куколь был общепринятой формой монашеского головного убора, клобука[1], а белый цвет его - византийская традиция. Истоки белого клобука - в уборе византийского императора, а затем Римских пап; Московские митрополиты стали носить белый клобук с 1564 г., до того это была прерогатива новгородских архиереев.


    Мантия патриарха - общее со всеми архиереями (епископами, архиепископами и митрополитами) одеяние в виде плаща, без рукавов, застегивающееся у горла, которое при входе в храм снимается, так как за богослужением всякий архиерей облачается в особые, архиерейские богослужебные одеяния. Мантия - одежда для торжественных церемоний и лишь некоторых служб. Отличает патриаршию мантию теперь только зеленый цвет; современные мантии появились в XVIII в., до того мантии разных степеней архиерейства отличались между собой и цветом, и разными знаками. Вообще же мантия появилась в Византии в качестве почетного дара императора Константинопольским патриархам - император как бы делился своей властью с патриархом, поскольку мантия была царским облачением - а с XV в., перестав быть царским даром, мантия вошла во всеобщее употребление епископов.


    Богослужебное же облачение патриарха в наши дни отличается от прочего архиерейского ношением не одной, а двух панагий и креста. Такой обычай появился в середине XVII в. В повседневной обстановке патриарх, как и епископ, носит только панагию. Панагия, в переводе с греческого «всесвятая», - древнее именование Божией Матери, а также просфоры в Ее честь, из которой при поминовении на проскомидии вынимали частицу. Эту часть просфоры в Средние века и греческие, а потом русские монахи и миряне часто носили для защиты от жизненных напастей на груди в особых крестах, называвшихся энколпионами (букв. по-греч. «на груди»); носили также и частицы св. мощей, и тогда кресты назывались еще мощевиками. Энколпионы обычно носили под одеждой, и лишь император в Византии или великие князья, а позже цари в Московской Руси могли надевать нарядно украшенные мощевики поверх парадной одежды. С панагией связан также древний чин возношения панагии (Богородичной просфоры) с особыми молитвами и раздача ее частиц братии, совершавшийся в восточных монастырях после завершения братской трапезы, для чего просфору переносили из храма к трапезе: в обычных условиях - в специальном сосуде, панагиаре, а в походных (а епископы, как и князья, большую часть времени вынуждены были проводить разъездах) - в специальном энколпионе, который со временем также стал называться панагией. Позднее панагия вошла в обязательное облачение епископа, сначала на Востоке, а потом и у нас, и со временем утратила свое функциональное назначение, превратившись, как и епископский крест, в знак высшей власти в Церкви. Сейчас панагия представляет собой образ Богоматери, круглой или овальной формы, с различными украшениями, без мощей.

    Все остальное богослужебное одеяние на патриархе общее всем архиереям.


    Несколько отличается от рядового архиерейского патриарший жезл, парадный вариант посоха, а также его ношение. Посох вообще заметнейшее отличие архиерейского сана при богослужении; это «знак власти над подчиненными и законного управления ими». Кроме того, он сочетает в себе пастушеское (пастырское; древне «пастырь» и значит «пастух») и царское происхождение. По мнению церковных историков, когда Господь трижды говорит ап. Петру: «Паси овец моих!», - Он вручает ему пастушеский посох. Каждая из частей посоха (жезла) имеет и прямое, функциональное назначение, и символическое, богословское: согласно латинской пословице «загнутый верх привлекает, собирает; прямая часть правит, держит; наконечник казнит». В Византийской империи свой посох новоизбранный Константинопольский патриарх получал вслед за панагией во дворце из рук императора. И по устройству, за исключением верхней части, он был похож на царский: гладкий, серебрянновызолоченный, украшенный. Парадные посохи, жезлы, стали у нас в XVII - XVIII вв. настоящими произведениями искусства, в то время как повседневные посохи - гораздо более скромные, обычно длинные палки с утолщением в верхней части из резного дерева, кости, серебра, другого металла. Изогнутые змеи на архиерейском посохе появились со времен патриарха Никона, почитателя всего греческого, в подражание греческому Востоку, где змий или дракон, попираемый Христом (святыми) или пронзаемый крестом, - распространенный символ. Новшеством Русской Церкви с сер. XVII в. стал сулок - четырехугольный, вдвое сложенный кусок ткани, прикрепленный к верхней части посоха. Происхождение его имеет в своей основе, скорее всего, религиозно-психологические причины: с развитием чувства святости в отношении к богослужебным предметам брать посох голой рукой стало казаться таким же святотатством, как брать диакону или священнику рукой святое Евангелие. (Интересно, что со временем, когда сулки сами сделались произведением искусства, а иногда - Высочайшим пожалованием иерарху, к ним стали относиться бережнее, чем к самому посоху, и иподиаконы[2], носящие архиерейский посох во время службы, именно его не дерзали касаться рукой). Жезл без сулка - исключительная привилегия патриарха. Также особенностью патриаршего богослужения является право патриарха входить с жезлом в алтарь через Царские врата, тогда как другие архиереи, входя в алтарь, отдают жезл специальному иподиакону, который держит его в руках, стоя справа от Царских врат.

    Кроме особенностей облачения есть также и патриаршии инсигнии (знаки власти)[3]: предносной крест - изображение распятия Христова, прикрепленное к древку, которое носят перед патриархом во время богослужений (обычай носить украшенный крест перед патриархом возник еще в IV в. в Константинополе, Риме и др. городах), орлец - круглый коврик с изображением града и парящего над ним орла, подстилающийся под ноги архиерею в местах, где он останавливается для совершения каких-либо действий во время богослужения; в средневековой Руси правом пользоваться орлецом имели сначала только митрополит Московский, а позже патриарх и избранные митрополиты; сейчас это принадлежность архиерейской службы вообще; патриарший жезл, о котором мы уже говорили, и иерусалимы - особые сосуды, с которыми патриаршие диакона совершают каждение.

    В обычной же, повседневной жизни патриарх одевается как любой монах - в черном подряснике и рясе, подпоясанный поясом, в мягкой шапочке - скуфейке на голове и монашескими четками в руках.

    Использованные материалы:

    Настольная книга священнослужителя (М., изд-во Московской патриархии, 2001 г. Т. 4)

    http://st-sobor.belnet.ru/New_proekt_nariad3.html

    http://www.bogoslov.ru/text/376191.html#_ftnref18

     

     



    [1] Клобук - головной убор, отличающий монашествующих от белого духовенства; сейчас состоит камилавки - цилиндрической, слегка расширяющейся к верху шапки и длинного покрывала (наметки), разделяющегося внизу на три конца.

    [2]Иподиакон - букв. тот, кто ниже диакона; церковнослужитель, в современной Православной Церкви следит за чистотой священных сосудов; до и во время богослужения прислуживает архиерею - подает ему воду для омовения рук, полотенце, предметы облачения, трехсвечник и т. п.

    [3] Инсигнии (Insignia) - изначально внешние знаки царской власти в древнем Риме: золотая корона, кресло слоновой кости и свита из 12 ликторов.

     

    Вставить в блог

    Оставить комментарий

    загрузить другую captcha

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru