Теология в светском вузе на Урале: возможности, проблемы, перспективы

11 лет кафедра теологии существует в Российском государственном профессионально-педагогическом университете Екатеринбурга. О том, как стало возможно создание кафедры, почему студенты идут поступать сюда, а не в семинарию, и не наступит ли у подобных кафедр кризис, рассказывает преподаватель кафедры, кандидат исторических наук, доктор философских наук Дмитрий Макаров.

- Вашей кафедре 11 лет. Как получилось, что она была создана в светском вузе?

-  Инициатива создания кафедры исходила от ректора Российского государственного профессионально – педагогического университета, профессора Геннадия Михайловича Романцева  от тогдашнего архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия.

В 2001 году епархия в лице владыки заключила с университетом договор, согласно которому епархия обязывалась платить за обучение студентов и по окончании ими кафедры предоставлять им возможность трудоустройства по специальности. Этот договор соблюдался до мая 2012 года, когда митрополит Екатеринбургский Кирилл счел за лучшее его расторгнуть.

Владыка Викентий радел о теологическом образовании, и первые группы были большими, человек по 25. Он  часто говорил, цитируя Нагорную проповедь, что теологи призваны быть «солью земли». Многие выпускники, с которыми мы общаемся, с благодарностью вспоминают годы учебы на кафедре, говорят, что эта учеба сформировала их душу и помогла определить жизненный путь.

- Много ли студентов вы выпустили за это время? Какая специальность у них в дипломах?

- У нас уже 217 выпускников. Студенты обучаются по специальности «Теология» по специализации «Православная теология», профиль «Культура конфессии (Православие)». То есть мы даем превосходное базовое гуманитарное образование культурологического характера, после которого можно легко поступить в магистратуру, например, в федеральный университет. И такие примеры имеются.

-  Где сегодня нужны теологи? Многие ваши выпускники работают в области, так или иначе связанной с религией?

- Мы общаемся с нашими выпускниками, они работают в школах, вузах, храмах, отделах епархии, а также в банках, в бизнесе и так далее, то есть сферы деятельности самые разные. Преобладают две – образование (среднее и высшее) и храмовая деятельность (приходское консультирование, помощь священнику во внебогослужебной деятельности). У нас достаточно высокий процент трудоустройства по специальности (порядка 70 %).

Есть примеры (правда, пока немногочисленные), когда наши выпускники принимали сан. Сегодня это клирик Свято-Иоанно-Предтеченского собора священник Иоанн Молоков, клирик храма святых Первоверховных апостолов Петра и Павла города  Первоуральска священник Иоанн Парамонов… Ну, а из девушек многие становятся матушками.

Один выпускник основал свое предприятие по деревообработке, другой работает в Управлении по борьбе с оборотом наркотиков на территории Свердловской области.

- Есть те, кто связал свою жизнь  с наукой?

- Конечно. Например, наш аспирант Дмитрий Микрюков разрабатывает уникальную тему по истории неокальвинизма в США и готовит кандидатскую диссертацию по социальной философии. В ближайшем будущем мы планируем дать ему вести некоторые курсы на кафедре.

- Вы думаете, у теологической науки большое будущее?

- Полагаю, необходимость в теологах будет только возрастать. Возьмем хотя бы сферу борьбы с религиозным экстремизмом. Для полноценной реализации федерального закона нужен именно специалист-теолог, который может выступать экспертом по этой проблеме и ряду других: вести колонку религиозного содержания в СМИ, на интернет-портале, учить, может быть, даже помогать священнику в составлении проповедей, ведении приходской газеты, воскресной школы и так далее, быть сотрудником подразделения по связям с религиозными организациями при администрации губернатора, сити-менеджера, при районах, муниципалитетах и так далее. Одним словом – помогать нести в мир слово Божие в самых разных сферах.

- Мы говорим о теологии, но под религией, которую изучают студенты, подразумевается все время как будто бы только православие. Кафедра не предполагает изучение других религий?

- Мы ведем обучение по профилю «Культура Православия». Но, разумеется, в наш учебный план входят также история архаических и нехристианских религий, история западного христианства, спецкурс «Религия регионов». Но популярно прежде всего православие, потому что студенты в первую очередь хотят узнать собственную духовную традицию, чтобы должным образом укорениться в ней.

- Вы православный человек, ваши студенты, стало быть, тоже люди православные или близкие к православию. А какое формируется отношение к другим религиям?

- Мы стараемся рассеивать стереотипы (порой не очень позитивные) в восприятии других религий, воспитать в студентах тот «дух мирен», о котором говорил преподобный Серафим Саровский. Необходим диалог с различными мировоззрениями, и мы на кафедре прилагаем усилия к тому, чтобы научить студентов умению вести подобного рода диалог. У нас есть, к примеру, ребята – «американисты» по типу интересов, и это актуально и своевременно.

-  Вы как-то сотрудничаете с местными духовными учебными заведениями?

- Разумеется. Многие базовые предметы у нас читают священники, сотрудники Екатеринбургской православной духовной семинарии. Например, ее проректор протоиерей Петр Мангилев (курс «Конфессиональное право»), Андрей Викторович Разин («Библеистика»). У нас установились доверительные отношения и с издаваемым Семинарией «Вестником» (я сам вхожу в редколлегию этого издания).

С 2010 года кафедра в сотрудничестве с недавно основанным Миссионерским институтом при Ново-Тихвинском женском монастыре проводит молодежную богословскую научно-практическую конференцию «Светлые думы юности».

- Пока в российских вузах немного кафедр теологии. Как Вы считаете, будут ли они востребованы, если их станет больше?

- То, что их станет больше, пока, скорее, благое упование, чем объективная реальность.

Причины известны: недофинансирование, нехватка бюджетных мест, слабость материально-технической базы. Кафедры теологии станут востребованы, если увеличится поток инвестиций в теологическое образование, если в номенклатуру специальностей ВАК будет введена специальность «Теологические науки», о чем ведутся жаркие споры. Наконец, это станет возможно, если общество будет уделять больше внимания вопросам сохранения национального самосознания, национальной памяти и культуры, в роль теологии здесь может стать лидирующей.

- Ваша кафедра близка к семинарии или к чему-то еще?

- По идее, мы являемся достаточно точным аналогом западных теологических факультетов, но дисциплины преподаются в свете православного учения.

- Почему православные молодые люди, например, выбирая между семинарией и вашей кафедрой, идут на кафедру?

- К нам идут те, кто хочет основательно узнать мир Православия и религиозной культуры в целом, но не склонен или пока не готов к рукоположению.

- Религия – это все-таки определенный образ жизни. В чем смысл ее изучения для тех, кто не живет (не стремится жить) в религиозной традиции?

- «Сеять разумное, доброе, вечное» нужно и живя в миру. Христианское благовестие учит об обожении не только человека, но – через него – и всего тварного мира в целом, всей материи. Человек –посредник  между Богом и сферой природного, культурного и социального, средоточие этих сфер. А теолог – посредник между Церковью и обществом, клиром и миром. И путь тут может быть самым разным – от «спичрайтера» Патриарха до преподавателя воскресной сельской школы и регента при храме. Лично для себя я именно так и отвечаю на этот вопрос.

А что касается студентов, то есть те, кто поступает к нам, желая узнать пути Промысла Божия в истории, а есть те, кто просто по благословению своего приходского священника пошел к нам сразу после школы. Кто-то увлекается церковным пением, а кто-то – искусством, но через этот интерес они приходят к нам, потому что у нас сформирована за десятилетие уникальная среда, где всем этим интересам помогают развиваться и расти.

- Как может верующий человек преподавать религию в светском вузе? Предполагается ведь, что преподаватель нейтрален по отношению к преподаваемому предмету в том смысле, что для него все религии – просто темы в рамках курса. Нет возникает ли у Вас лично тут какого-то противоречия, вопроса?

- В данном вопросе я полностью солидарен с первым заведующим нашей кафедрой  доктором философских наук профессором Валентином Михайловичем Князевым, который полагал, что изучение теологии по-настоящему возможно лишь при условии сопричастности изучаемому Предмету, а не «вненаходимости» (по Бахтину). Если смотреть вне Церкви, многие грани принципиально не видны. А что касается темы разности религий, надо следовать совету святого апостола Петра: «Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь…» (1 Пет. 3, 17). Вспомните историю о святом Макарии Египетском, его ученике и языческом жреце. Ученик своей дерзостью вызвал гнев в язычнике и сам чуть не погиб, а святой Макарий спас этого жреца и обратил его в монахи. И все дивились такому чуду. Так не следует ли теологам быть – в меру наших скудных сил и молитвы – учениками святого Макария? 

- Изучение религии – все-таки процесс, который не может не затронуть жизнь человека. Как строятся отношения между преподавателями и студентами на вашей кафедре?

- Об этом можно говорить очень долго и подробно.

Отмечу главное. Воспитательной работе на кафедре действительно уделяется самое пристальное внимание. Соответствующие предметы ведет доцент, иерей Владислав Нечаев, который является и духовником целого ряда студентов, и заместителем заведующего по воспитательной работе. У нас есть специальная комната, в которой располагается Центр досуга студентов, где всегда можно собраться, побеседовать. Каждую неделю собирается кружок «Смысловое кино», где ребята с отцом Владиславом обсуждают серьезные фильмы, причем не только явно православной направленности, но и классику мирового кинематографа. И вообще подчеркну, что в Социальном институте (куда структурно относится кафедра) воспитанию уделяется внимание, есть специальный сотрудник, который занимается этим со студентами всех специальностей. Многие ребята живут в общежитии и пытаются вести беседы о вере со студентами других, педагогических специальностей. У нас сложился небольшой, но очень прочный и дружный коллектив, и уровень взаимодействия студентов с преподавателями – высокий и доверительный. Поэтому я от всей души хотел бы пригласить потенциальных абитуриентов поступать на нашу кафедру.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале