Преподобный Антоний Печерский: Равноангельное житие пожив

22 июля Церковь вспоминает преподобного Антония Печерского, основателя Киево-Печерской Лавры. Дважды он уходил на Афон, и дважды по откровению Божию возвращался на Русь, чтобы передавать монашеский опыт на Родине.

Будущий основатель Киево-Печерской Лавры святой Антоний родился в 983 г. в городе Любече (вблизи Чернигова). В крещении был назван Антипой.

Еще в детстве Антоний стремился к духовной жизни, а потому решил идти на Афон.

Путь был непростой и неблизкий – не то, что сейчас! – но Антипа добрался до Святой Горы и принял постриг в одной из Афонских обителей. Немало времени он провел на Святой Горе, думается, перенимая опыт молитвы и христианской жизни у святогорцев.

Однажды игумен монастыря, в котором он жил, позвал Антония:

- Анто­ний! Иди обратно в Русскую землю, пусть и там живущие через тебя преуспевают и утверждаются в вере христианской; да будет с тобою благословение Святой Горы!

Антоний вернулся на Русь. Он долго размышлял о том, где поселиться, и, наконец, отправился в горы и пришел в место, которое называлось Берестово. Может быть, горы напоминали ему ставший родным Афон – место, где он учился монашескому подвигу. Был 1013 г.

Два года спустя умер благоверный князь Владимир и началась усобица. Власть захватил Святополк Окаяный, который убил святых Бориса и Глеба. Видя такое кровопролитие, преподобный Антоний ушел из Руси и вернулся на Святую Гору.

Вскоре  Ярослав Муд­рый победил Святополка и занял Киев. Тогда в столице был известен митрополит Иларион, написавший знаменитое «Слово о законе и благодати».  Временами он удалялся из Берестова на Днепр, на холм, покрытый вековым лесом, и вырыл там себе пещеру. Теперь здесь находятся Дальние, или Феодосиевы, пещеры Киево-Печерской лавры.

Тогда же игумену Афонского монастыря, в котором пребывал преподобный Антоний, снова было откровение от Бога:

- Пошли Антония снова в землю Русскую, ибо он Мне нужен там.

Игумен благословил Антония и отпустил на Родину, предсказав, что тот станет отцом многих монахов. Антоний покинул Афон во второй раз.

Вернувшись в Киев, он взошел на холм, на котором вырыл свою пещеру митрополит Иларион, и со слезами на глазах помолился Господу:

- Господи! Да будет на сем месте благословение святой Афонской Горы и молитва моего отца, меня постригавшего; утверди, Боже, мое вселение здесь!

Вскоре слава новом насельнике пещеры Антонии разнеслась не только по Киеву, но и по другим русским городам. Многие приходили к нему за духовным советом и благословением. Некоторые стали проситься к нему на жительство. Первым был принят некто Никон, саном иерей, вторым преподобный Феодосий.

Среди желавших принять постриг оказались сын знатного боярина Варлаам и княжеский евнух Ефрем. Отец Варлаама, Иоанн, был в ярости. Не обрадовался и благоволивший Антонию киевский князь Изяслав.

Изяслав повелел заточить Никона, который совершил постриг Варлаама, в темницу,  вместе с ним грозился взять преподобного  Антония с братией, а пещеры закопать. Антоний решил оставить пещеру и вместе с монахами удалиться в Черниговское княжество.

Узнав об этом намерении преподобного, княгиня Мария Казимировна стала умолять князя, чтобы он гневом своим не отгонял рабов Божиих из своей области. При этом княгиня указывала на пример гнева Божия, постигшего отечество ее, землю Ляхскую, за изгнание черноризцев. С трудом вняв мольбам княгини, князь образумился и убоялся Бога: он послал к старцу просьбу о возвращении на покинутое место. Преподобного Анто­ния искали три дня и упросили вернуться. Вскоре возвратились и братия.

К преподобному снова стали приходить желающие принять постриг. Общими усили­ями была выкопана большая пещера, в которой устроили церковь и келлии. В этой пещере преподобный  Антоний пробыл 40 лет. Когда уже было собрано довольно братии и устроена жизнь в обители по строгим иночес­ким уставам, преподобный Антоний, неизменно стремившийся к отшельничест­ву, поставил братии игумена Варлаама, а сам удалился в затвор в келью той же пещеры.

Через 40 лет, будучи уже в немолодом возрасте,  он переселился на соседний холм и стал копать себе новую пещеру, в которой прожил 16 лет. Если кто из иноков стремился к более суровой аскетической жизни, он поселялся рядом с преподобным Антонием; так стал образовываться монастырь Ближних, или Антониевых, пещер.

Монастырь на старом месте постепенно благоустраивался. Число братии росло, пещерный храм стал слишком мал, и игумен и братия попросили у Антония благословения поставить малую церковь на холме вне пещеры. Эта церковь, освященная во имя Успения Богоматери,  послу­жила началом великой Киево-Печерской лавры.

После этого князь Изяслав, крещеный как Дмитрий, построил каменный храм в честь великомученика Димитрия и при храме устроил монастырь. На игуменство для этого монастыря князь Изяслав поставил Варлаама.

После того как блаженный Варлаам перешел в монастырь святого великомуче­ника Димитрия, оставшиеся без игумена братия пришли к преподобному Антонию и попросили поставить им игумена.

- Тот из вас, - решил преподобный Антоний, - который отличается послушанием, кротостью и смирением, пусть и будет вам игуменом.

Тогда братия единодушно начали просить преподобного Антония, чтобы он благословил на игуменство преподобного Феодосия. Так игуменом стал Феодосий.

Вскоре под началом Феодосия оказалось 100 монахов и, посоветовавшись с преподобным. Антонием и братией, он учредил монастырь. Для монастыря нужна была территория, и князь Изяслав отдал черноризцам гору, которая была над пещерой. Там была построена церковь, а монастырь был назван Печерским, поскольку раньше братья жили в пещере. Монахи приняли устав Студийского монастыря.

Преподобный Антоний продолжал жить в пещерах. Беспрестанно наставляя и утешая людей, он слыл не только благочестивым, но и прозорливым старцем.

Например, когда сыновья Ярослава Изяслав, Святослав и Всеволод отправлялись на войну с половцами, Антоний предсказал, что за свои грехи князья потерпят поражение. Так и произошло, когда братья бежали после битвы на реке Альте, а половцы рассеялись по юго-восточным окраинам Руси.

Тогда же преподобный  Антоний предсказал сыну варяжского князя, Шимону, что он первым будут похоронен в каменной Печерской церкви. Это казалось невозможным но так и произошло.

Шимон воевал против половцев вместе с русскими князьями, а когда вернулся в Киев, рассказал преподобному Антонию следующее.

Когда он лежал на поле боя среди убитых, Божественная сила исцелила его и бывших с ним воинов от ран. В воздухе варяг видел подобие церкви, в которой должен быть похоронен.

Потом он вручил преподобному Антонию пояс и золотой венец, которые снял с образа Иисуса, перед тем как покинуть свою родину.

- Я снял сии предметы с образа Иисуса, распятого на кресте, когда уходил из своего отечества. При этом был глас Господень, да измерится этим поясом основание церкви, подобие коей я видел и в коей по твоему предсказанию я буду положен по смерти. Венец же этот пусть будет повешен над жертвенником, - рассказал он Антонию.

Киевляне стали упрашивать Изяслава снова идти войной против половцев, а когда князь отказался, изгнали его, а на киевский престол посадили полоцкого князя Всеслава, который находился в темнице.

Через семь месяцев из Польши вернулся Изяслав. Всеслав сначала хотел с ним воевать, но потом испугался и убежал.

Изяслав стал гневаться на преподобного Антония. Он вспомнил, что монах предсказал половцам победу, и решил, что Антоний поддерживал Всеслава и даже давал ему советы во время смуты. Князь захотел изгнать Антония из своих владений. Когда об этом узнал его брат Святослав, он забрал Антония к себе в Чернигов. Правда, Изяслав быстро разобрался, в чем дело, просил у Антония прощения и умолял вернуться.

Антоний снова поселился в пещере и начал проявлять дарованный ему Богом дар чудотворений. Однажды он советовался с прп. Феодосием о строительстве церкви во имя Пресвятой Богородицы и одновременно с этим молился. И произошло чудо: находясь в монастыре, он вместе с Феодосием явился в Константинополь и предстал перед Богородицей. Пресвятая Дева дала русским подвижникам золото, и они передали его мастерам-каменщикам, чтобы они по повелению Царицы Небесной шли
в землю Русскую для построения Печерской церкви.

Каменщики пришли на Русь и рассказали об этом чуде. Когда же собрались строить, приехал князь Святослав и подарил под церковь принадлежавшее ему поле, которое примыкало к пещере. Но этого мало. Сам Господь Иисус Христос явился преподобному Антонию, когда он стоял на молитве первую ночь и сказал:

- Антоний! Ты обрел благодать предо Мною.

Услышав это, преподобный испросил у Господа, чтобы в эту ночь по всей земле была роса, а на предпо­лагаемом для церкви месте - суша; в другую же ночь он испросил у Господа сушу, а на место, угодное Ему для храма, - росу. На третий день преподобный отец благословил предуказанное место и велел разме­рить его золотым поясом, взятым с иконы Спасителя и полученным от Шимона. По молитве святого Антония с неба сошел огонь, который не только сжег деревья, но самую землю ископал...

Вскоре после этого преподобный Антоний начал приготовляться к смерти. Он  утешал своих чад, давал им последние наставления и обещал заботиться о своей обители и о всех живущих в ней.

Скончался преподобный Антоний в июле 1073 года.

 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале