Прикосновение к смерти

9 октября скончалась Татьяна Летицкая, автор книги «Сказки о скорой помощи, или 03», в прошлом — сотрудник милиции и врач «Скорой помощи». «Татьянин день» выражает соболезнования супругу почившей протоиерею Георгию Белодурову и вновь предлагает читателям её размышления о смерти, опубликованные в нашем издании десять лет назад. Каково людям, для которых смерть человека — неотъемлемая часть профессии? Какой опыт дает душе и уму постоянное соприкосновение со смертью? Какие смерти пережить труднее всего?
Татьяна Летицкая. Фото: Tverigrad.ru 

Достаточно регулярные встречи со смертью не заставляют врачей привыкнуть к ней, наоборот. Практика показывает, что со смертью можно и нужно бороться. Я не говорю о тех случаях, когда есть длительная и тяжелая болезнь или старость. Такие случаи для «скорой» редки. А вот в экстремальных случаях, когда смерть приходит внезапно и несвоевременно, обязательно нужно побороться.

Цинизм медиков проистекает не от привычки к смерти и не от черствости. С одной стороны, они так пытаются закрыться от боли и горя, с которыми постоянно приходиться сталкиваться. Такова уж специфика этой профессии (по радостным вопросам обращаются только к акушерам): если и врач предастся унынию, у него не будет моральных сил оказать необходимую помощь следующему пациенту. С другой стороны, медикам, как и милиционерам, постоянно приходится сталкиваться с самыми неприглядными сторонами человеческих отношений. Если к этому прибавить хорошее знание анатомии и физиологии человека, остается мало тайн и романтики. Мы защищаемся цинизмом.

Все это не влияет на отношение к самой смерти. Ни один самолет не завис в воздухе, все приземлились — одни удачно, другие нет. Так и человек в конечном итоге смертен. Для нас [врачей] такое же горе потеря близких, родных и просто знакомых людей. Возможно, даже большее, потому что каждый раз думаешь, что ещё можно было сделать, чтобы предотвратить финал.

К этому привыкнуть нельзя, мы помним их всех. Наши ошибки или опоздания преследуют нас всю жизнь, от этого не отмахнуться. Выражение «личное кладбище» не пустой миф, чаще, чем родных мы вспоминаем своих пациентов, и в минуты отдыха снова пытаемся понять, можно ли было сделать большее.

 
 Фото: Medrussia.org 

Тяжелее всего воспринимаются смерти детей и молодых людей, это неправильно. Молодые должны жить, любить, радоваться жизни и растить детей, а не умирать. Это противоестественно, потому и неприемлемо.

Родственникам ещё тяжелее примириться со смертью, ведь она приходит внезапно. Ещё вчера мать, отец, брат, ребенок были живы и ничто не предвещало трагедии. Кто-то виноват, кто-то ошибся... а кто это может быть? Правильно, это медики, они не сделали всего, чтобы помочь, они долго ехали, они долго возились и болтали... Всегда чуть легче, когда есть виноватый, вот мы и привыкли к постоянным упрекам и проклятиям.

Это когда удается совершить чудо и вытащить больного, редко кто поблагодарит. Они же не понимают, что на их глазах произошло невозможное. Иногда даже жалуются, что врачи были грубы и действовали жестко, не понимая, что излишние движения могут принести вред и мы просто работали. Иногда на пределе человеческих сил, а иногда получается и за пределом, вот тогда и происходит чудо.

Впервые опубликовано 12 марта 2019 года

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале