Молодой человек в православном храме. Ч.1

Понятие «неофит» употребляется часто, однако его значение в обиходе весьма расплывчато. Формально это значит «новокрещеный», но о неофитстве заговаривают тогда, когда отмечают невежество, или, напротив, максимализм в суждениях, действиях и требованиях к себе и к окружающим того или иного новообращенного христианина.

Размышления клирика домового храма мц. Татианы при МГУ о. Владимира Вигилянского о неофитстве и проблемах молодых людей,  переступающих порог храма, впервые опубликованы в 1996 г.

Меня, как священника домового храма при Московском университете, попросили для одного сборника написать о специфике работы пастыря с учащейся молодежью. Хотя в этой области у меня опыт небольшой, тем не менее осмелюсь поделиться кое-какими соображениями, возможно, способствующими дальнейшему обсуждению этой животрепещущей темы. Животрепещущей в первую очередь потому, что состав прихожан нашей Церкви за последние годы значительно помолодел. Кроме того, есть некоторые православные общины, особенно в крупных городах и особенно во вновь открытых приходах, которые имеют в своем составе преобладающее количество молодых людей.

Таков и наш приход. Никто, конечно, не занимался серьезным анализом его состава, но и поверхностного взгляда было бы достаточно, чтобы с уверенностью утверждать, что в основном это школьники, гимназисты, лицеисты, абитуриенты, студенты и аспиранты. Почти все они пришли в Церковь недавно, почти у всех родители - люди нецерковные, почти у каждого из них за плечами навыки, мягко говоря, нецерковного опыта. Короче говоря, почти все они неофиты.

Понятие «неофит» всеми нами употребляется часто, однако значение этого слова в разговорном обиходе весьма расплывчато. Формально это «новокрещеный», не более того. Но о неофитстве заговаривают тогда, когда отмечают или невежество, или, наоборот, максимализм в суждениях, действиях и требованиях к себе и к окружающим того или иного новообращенного христианина.

Осмелюсь предложить свое объяснение этого понятия. На мой взгляд, любому неофитству свойственно нарушенное представление об иерархии ценностей и - как результат этого - незнание меры и чина, полная путаница в следовании внутренних и внешних канонов и законов.

Конечно, такие характеристики могут быть приложимы к любому христианину, в том числе к принявшему крещение много лет назад или даже в детстве. Кто из нас, христиан, может сказать про себя, что он знает во всем меру, что он никогда не бесчинствует, что он живет по канонам, и законам Церкви? Надеюсь, никто. Однако любой, у кого есть практика церковной жизни, кто осознал для себя цель и смысл своего земного существования, для кого Истина - понятие не относительное, а абсолютное, кто хоть сколько-нибудь пролил если не крови, то пота и слез, чтобы исправить свою жизнь и идти трудной дорогой за Христом, - так вот, для такого человека иерархия ценностей - понятие не отвлеченное, но выработанное реальным опытом покаяния, молитвы, жертвенной любви, послушания, самоограничения, смирения и терпения. Даже если этот путь был наполнен ошибками, падениями, заблуждениями, ложными увлечениями.

Хочу сразу оговориться: какие-либо обобщения, уже прозвучавшие здесь, и те, которые будут высказаны далее, имеют относительный характер - живой церковный опыт способен опровергнуть любые подкрепленные научными данными закономерности: так, например, неофит, стяжавший решимость борьбы с грехами под руководством опытного духовника, может за очень короткий срок достичь такого уровня воцерковленности, какой приобретает иной христианин за десятилетия.

Итак, молодой человек решил покреститься и переступает порог храма.
Не будем обсуждать то, что предшествовало решению креститься. Это особый и очень серьезный разговор, находящийся за рамками нашей темы. Впрочем, одну важную вещь относительно              крещения хочется отметить.

Как-то раз ко мне обратился наш прихожанин с вопросом, что ему ответить другу, который не хочет пока идти креститься, поскольку это накладывает на него бремя ответственности. Я ему ответил: «Ваш друг - умница, он абсолютно прав. Осознание этого таинства как пути к святости является важной задачей в подготовке к крещению. Ну а святость действительно накладывает на человека такие обязательства и такую меру ответственности, какие наше обмирщвленное сознание с трудом может вместить.

Помните, как ужаснулись даже ученики Христа, когда Он ответил богатому юноше, что нужно сделать, для того чтобы войти в жизнь вечную, - соблюсти все заповеди, а для того, чтобы достичь совершенства, то есть святости, - продать имение, раздать все деньги нищим и идти за Христом. Конечно, кто готов к такой любви, к такому милосердию, к такой жертвенности? Богатый юноша, например, с печалью отошел от Христа. И если наш друг именно так понимает это бремя ответственности, то он, повторяю, прав.

Однако вы, - посоветовал я прихожанину, - прочитайте с ним это место в Евангелии и не забудьте прочитать ему два чрезвычайно важных последующих стиха: «Услышавши это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно. Богу же все возможно» (Мф. 19:25, 26). И если ваш друг по своей гордости считает, что он может сам с помощью замечательных книг или чудесных катехизаторских курсов приготовить себя к крещению, он глубоко ошибается. Без помощи Божией все будет тщетно: «Человекам это невозможно». Я не раз убеждался в своей пастырской практике в действенности - независимо от субъективных факторов - благодати Божией, получаемой во время крещения».

Впрочем, это не значит, что подготовка к таинству необязательна. Мало того, она необходима. Иначе не было бы этого катастрофического несоответствия количества людей, активно участвующих в жизни Церкви, количеству принявших крещение. По самым щадящим подсчетам, это соотношение в нашей православной стране, к великому нашему несчастью, выглядит как 1 к 101.

Теперь давайте подумаем, почему большинство молодых людей, принявших крещение и походивших в храм некоторое время, перестают посещать церковь. Для того чтобы во всей полноте ответить на этот весьма нужный для нашего времени вопрос, безусловно, нужен соборный церковный разум. Тем не менее попытаюсь внести свою лепту в обсуждение этой темы.

Часто молодой человек ощущает отсутствие душевного комфорта оттого, что его вера очень далека от той, внешнюю форму которой он наблюдает в храме. Если он начинает подражать этой форме (истово креститься, целовать иконы, класть земные поклоны, молиться непонятными для него словами и т. д.), совесть начинает его обличать в том, что он фальшивит. Неплохо, когда молодой человек реагирует на это смиренно и запасается терпением; хорошо, если рядом есть мудрый верующий товарищ, способный поддержать его осторожным советом; прекрасно, если этот неофит не постесняется задать свои недоуменные вопросы священнику, который лучше всех знает, что ответить ему. Но ужасно, - а это происходит нередко, - когда новообращенный сам решает для себя это недоумение, в результате чего начинает обвинять в неискренности всех, кто ходит в храм.

Конечно, ему очень трудно вместить то, что вера, так же как любовь, смирение, терпение, даже милосердие, даже покаяние, даже молитва - это все дары Божии. Все эти добродетели невозможно воспитать в себе, заставить себя им следовать, внушить себе их. Там, где человек ставит себя выше Бога, проигрыш неминуем. Только низвергнув свою гордость, только осознав свою немощность, человек способен начать путь восхождения.

Для этого очень важно трезво оценить свое истинное место в координатах вечности. Многие опытные церковные пастыри советуют для этого еще раз прочитать от начала до конца Евангелие и найти себя в окружении Христа: с теми ли ты, кто Его гонит, кто Его предает, судит и распинает; или, может быть, ты с теми, кто следует за Ним, видя в Нем пророка и учителя, но потом, когда надо признать в Нем Сына Божия, отходит от Него; а может быть, ты находишься среди больных, слепых, бесноватых, расслабленных и кровоточивых, чающих от Христа излечения; может быть, ты себя найдешь в том фарисее, который постится, отдает десятину в качестве милостыни, часто молится и благодарит Господа, что он не такой, как некоторые грешники, грабители, прелюбодеи и мытари, но тем не менее про которого Христос сказал, что «всякий, возвышающий сам себя, унижен будет» (Лк. 18:14); но скорее всего ты найдешь себя в том безутешном отце бесноватого мальчика, который подошел к Христу с просьбой об исцелении сына и которому в ответ Иисус сказал, что «если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9:23, 24).

Такое прочтение Евангелия будет иметь очень благоприятные последствия - человек приобретает некую точку отсчета, и ему становится отчетливо виден путь, по которому следует идти, чтобы приблизиться ко Христу.

Продолжение следует...

Впервые опубликовано в 1996 г.

Православие и мир

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале