Молодой человек в православном храме. Ч.2

Одно из недоумений, которое приходится часто слышать от молодых прихожан, - это жалоба на то, что они ощущают слишком большую пропасть между тем, что связано в их жизни с Церковью и верой в Бога, и тем, о чем им приходится думать, говорить, или чем заниматься дома, на работе, в учебном заведении, в кругу друзей.

 

Размышления клирика домового храма мц. Татианы при МГУ о. Владимира Вигилянского о неофитстве и проблемах молодых людей, впервые переступающих порог храма, впервые опубликованы в 1996 г.

На некоторых очень давит то, что их чисто мирские привязанности к музыке, литературе, компьютеру, театру, кино, спорту, политике, стилю одежды и тому подобное, с чем они совершенно не хотят расставаться, приходят иногда в противоречие с той частью их жизни, которая связана с Церковью и которая выражается в ежедневных молитвенных правилах, в постах, в подготовках к исповеди и причастию, в чтении религиозной литературы, даже в особом виде одежды для хождения в храм и т. д.

Эта раздвоенность их очень мучит. Им кажется, что их жизнь разделена некоей границей в виде церковной ограды, внутри которой - один человек, а вне ее - совершенно другой. Это не остается незамеченным окружающими. Очень часто молодым христианам приходится испытывать непонимание, упреки, насмешки со стороны членов семьи и близких друзей. В результате одни расстаются с Церковью, не выдерживая искушений, другие замыкаются, «уходят в себя», порывают всяческие связи с друзьями. Есть еще третий путь, связанный с рациональной попыткой совместить эти «две жизни», при котором Церковь в сознании верующего низводится до этакого «клуба по интересам», а христианство приобретает черты одного из социально-философских общественных движений. И тогда в деловом блокноте может появиться такая запись: «Пятница - бассейн, суббота - баня, воскресенье - церковь...»

Это чувство раздвоенности можно победить только одним способом - всего себя подчинить Христу, всю свою жизнь поставить в контекст вечности. Без Церкви сделать это невозможно, поэтому надо постараться вместить в «церковную ограду» весь свой быт, взаимоотношения с друзьями, семьей, сослуживцами, даже все свои обязанности перед домом, работой, государством. Это не значит, что человек должен отказаться от своих друзей, профессии, научных занятий, увлечений, любви к литературе или музыке. Как говорит апостол Павел, «все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, по не все назидает» (1 Кор. 10:23).

Одна из задач, которую должен решить каждый из нас для себя, - это найти всему свое место и стараться жить не так, чтобы то, что должно быть на 125-м месте, главенствовало в твоей жизни, а то, что должно играть важную роль в твоей судьбе, было спрятано «на потом». Восстановлением этой иерархии ценностей для каждого христианина и занимается Церковь.

В поисках этой «нормы» естественным образом отпадет все наносное, лишнее, мешающее продвижению к Истине. И если для молодого человека спорт является способом укрепления не только мышц, но и горделивого осознания себя суперменом, то занятия спортом надо оставить до «лучших времен». Если увлечение наукой, приумножение отвлеченных знаний ведет к тщеславию, зависти, соперничеству и сопряжено с грехами, противоречащими Христовой любви, то нужно с помощью духовника сделать определенные выводы. В том, цитируемом ранее послании святой апостол Павел говорит: «... знание надмевает, а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать; но кто любит Бога, тому дано знание от Него» (1 Кор. 8:1-3).

Короче говоря, наше представление о «нормальной жизни» обязано исходить из четкого понимания того, что все должно иметь свое место, свое время и всему должна быть мера. Но вот именно этого понимания чаще всего и лишен неофит. У него во всем то недобор, то перебор.

В конечном счете жить «нормально» - это следовать заповедям Божиим, жить церковной жизнью и мерой всему ставить любовь к Богу и к ближнему. Имеется в виду та любовь, о которой поет дивный гимн все тот же апостол Павел: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13:1-8).

Вот какую высоту, вот какой контекст жизни нам предлагает эта «норма»! В наш век уныния, цинизма, невежества, рабства и злобы православие призывает нас жить со Христом в радости, веселии, рассудительности, свободе и любви. Однако только часть законов выполнять, а другую не выполнять у нас в Церкви нельзя. Невозможно, например, быть со Христом, будучи даже милосердным, смиренным, терпеливым, не завистливым, но при этом живя в блуде или предаваясь пьянству. Бесполезно следовать одним предписаниям, а другие игнорировать, ибо никогда в этом случае свободным не станешь. Быть со Христом - значит быть свободным; без Него - быть рабом.

«Всякий делающий грех, - свидетельствует Иоанн Богослов, - есть раб греха; но раб не пребывает в доме вечно... Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8:34-36).

В нормах церковной жизни, канонах, догматах, уставах, обрядах, ритуалах, заключена огромная мудрость, они создают универсальный ритм христианской жизни, уничтожающий возникающее иногда раздвоение в сознании неофита, о котором мы говорили ранее. Вошедшему в этот ритм преодолевать внутренние искушения и трудности современного мира намного легче, не говоря уже о том, что для него жизнь становится осмысленнее, для него все - даже мелочи повседневного быта - начинает органично вписываться в контекст вечности, а все случайности, которыми заполняется все временное пространство неверующего человека, чудесным образом превращаются в закономерности.

С чего же надо начать юноше или девушке, жаждущим стать истинно свободными и для этого переступившим порог православного храма? Сам себя человек в одночасье изменить не может. Как мы уже говорили, он не может заставить себя стать праведником или сам по книгам научиться смирению, покаянию, терпению, любви, послушанию: «... человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19:26). Для этого надо участвовать в церковных таинствах, благодаря которым Божия благодать незримо действует на человека.

Стяжание даров Божиих в нашей душе кто-то остроумно сравнил с наполнением жидкостью системы сообщающихся сосудов. Если жидкость вливать в одну колбочку, то постепенно эта жидкость равномерно будет распределяться в других колбочках и наполнять их. Так и в духовной жизни: приступая, например, к таинству покаяния или причащаясь Святых Христовых Тайн, мы призываем благодать Божию помочь нам в борьбе с грехами и укрепить нас во всех без исключения христианских добродетелях.

Но человек, конечно, живет не в безвоздушном пространстве - общество, семейные и национальные традиции, профессиональная, политическая и культурная атмосфера также формируют его мировоззрение, сознание, понимание меры вещей. Кроме того, он в большей или меньшей степени находится в зависимости от тех, с кем ему приходится общаться в учебном заведении, на работе, в семье. Чаще всего это окружение, мягко говоря, не соответствует его церковным устремлениям, а иногда даже противоречит его христианским идеалам. У молодого человека не всегда есть силы и способности противостоять этому натиску падшего мира. И вот тут особую роль в жизни неофита начинает играть не только опытный духовник (это само собой!), но и церковное окружение, приход, община.

Сейчас, слава Богу, во многих храмах помимо богослужения есть какое-то общее дело для прихожан: воскресные школы, особое попечение в делах милосердия, катехизаторские и певческие курсы, совместные паломнические поездки. Но особенно хочется отметить те общины, которые создают, выражаясь газетным языком, «рабочие места» для прихожан. При некоторых московских храмах созданы вполне профессиональные иконописные, швейные, столярные, ремонтные мастерские, юридические и медицинские консультации, издательства, редакции газет и журналов, отделы по распространению духовной литературы...


В нашем храме святой мученицы Татианы при МГУ помимо воскресной школы, занятий студенческого и детского (дошкольного, что встречается весьма редко) хора, библиотеки, регулярных встреч, на которых священники отвечают на вопросы прихожан, совместных поездок по монастырям есть еще и некоторые попечения, учитывающие возрастную, образовательную, профессиональную направленность нашего прихода, которые, возможно, были бы неуместны для других православных общин. Я имею в виду наши ежемесячные Татьянинские вечера, посвященные острым, иногда спорным духовным проблемам современности, и издание при нашем храме единственной в стране студенческой православной газеты «Татьянин день». По мере увеличения нашей очень молодой (всего полтора года) общины, учитывая специфику ее (в основном это студенты, молодые православные семьи, преподаватели, выпускники МГУ - короче говоря, новообращенная интеллигенция), будут создаваться, надеюсь, другие попечения - все это в руках наших прихожан. Главное - дать им возможность проявить инициативу.

Впервые перешедший порог православного храма требует особого к себе отношения. Нельзя забывать, что на него набрасываются все темные силы, не желающие спасения человеческой души. А цена этой души ох какая огромная - дороже целого мира: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16:26). От каждого из нас зависит, останется ли он в храме в дальнейшем. От каждого из нас зависит, будет ли оставаться неизменной та страшная цифра соотношения одного прихожанина к ста крещеным. От каждого из нас зависит, увидят ли в наших глазах все те, кто обходит за версту Церковь, сияние вечной жизни.

Впервые опубликовано в 1996г.

Православие и мир


Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале