Выставка «Земная жизнь Пресвятой Богородицы» в Санкт-Петербурге

Летом этого года в Санкт-Петербургском Музее истории религии открылась выставка «Земная жизнь Пресвятой Богородицы». Едва ли её можно назвать сенсационной для всего города - чтобы понять необычность некоторых экспонатов, надо всё-таки хоть немного быть в курсе как сюжетов из Священного Писания и Священного Предания, так и традиционных сюжетов православных богородичных икон.

Давно уже не новость, что большинство наших сограждан имеет очень поверхностное представление о христианстве. Однако практика показывает, что для начала достаточно хотя бы любопытства. В чём несомненное достоинство этой выставки – она может удовлетворить любопытство как человека, обладающего лишь обрывочными познаниями о личности и жизни Девы Марии, так и человека церковного, так или иначе связанного с традицией.

Физический труд Святого Семейства. В. Мумриков. 1923 г.Физический труд Святого Семейства. В. Мумриков. 1923 г.

Итак, публике представлено более 150 экспонатов, большая часть которых взята из фондов музея, а некоторые предоставлены частными лицами – сотрудниками музея, причём отнюдь не коллекционерами. Кроме икон здесь можно увидеть живопись, гравюры, литографии, скульптуру, резьбу по камню и дереву, художественную эмаль, керамику, вышивку – предметы, иллюстрирующие не только православную, но и католическую традицию почитания Божией Матери. Эта выставка – прежде всего повествование,  для того, чтобы сделать его наиболее содержательным, сотрудники музея выставили наряду с раритетами даже то, что можно встретить в современных церковных лавках - рядом со старинной иконой Введения во храм мы видим маленькую заламинированную иконку Божией Матери «Трилетствующая». Над основными экспонатами по всему верхнему ярусу зала расположены фотографии, которые были сделаны в конце XIX века по заказу Императорского Православного Палестинского общества. Из коллекции этих фотографий авторы проекта выбрали те, на которых запечатлены места, связанные с событиями земного пути Пресвятой Богородицы.

***

Рассказывает куратор выставки, старший научный сотрудник Музея истории религии Марина Владимировна Басова:

- Темы, связанные с Богоматерью, витали в воздухе очень давно. Многие музеи отметились на этом поприще, представив публике свои коллекции богородичных икон. У нас тоже большая коллекция. Но мы решили пойти своим путём и сделали выставку, посвящённую рассказу именно о земной жизни Богоматери. Хотя Дева Мария очень почитается христианами, в Библии о Ней сказано очень мало, основная информация о Её жизни содержится в апокрифах. Некоторые из них были даже рекомендуемыми Церковью к чтению, поскольку в них нет ничего, противоречащего христианскому вероучению. Работа наша оказалась интересной, мы собрали довольно подробный рассказ. Наиболее почитаемых богородичных икон у нас на выставке немного – это связано только с тем, что по преданию первую икону написал евангелист Лука.

- Когда вы рассказываете посетителям что-то на выставке, вы исходите из какого представления о Деве Марии? Вы представляете Её, как историческое лицо или как мифологический персонаж?

-Каждый из экскурсоводов исходит из своего представления. Лично я человек неверующий, поэтому всё, что связано с какими-либо чудесами, я описываю, ссылаясь на Библию, житие или другие источники.

Святой Иосиф обучает Иисуса плотицкому мастерству. Италия. Копия XVIII в. с картины А. КарраччиСвятой Иосиф обучает Иисуса плотицкому мастерству. Италия. Копия XVIII в. с картины А. Карраччи

- При работе над выставкой Вы опирались только на письменные источники, то есть Священное Писание и апокрифы? Консультировались ли Вы с представителями Православной Церкви или Катлической?

- Честно говоря, такой потребности не возникало. В догматику глубоко я не погружалась. Я искусствовед, давно занимаюсь русской иконописью. Если бы  потребность что-то спросить  по догматике появилась, то среди наших сотрудников есть кандидаты богословия, к которым я всегда могу обратиться.

***

На выставке можно увидеть немало произведений, в которых верующие люди пытались домыслить то, о чём едва говорит или вообще не говорит Священное Писание и Священное Предание. И глядя на эти изображения, можно ощутить тонкую грань, за которой благочестивое размышление переходит в почти комичную гиперболизацию (как на многих западных картинах и гравюрах), а то и в откровенную ересь. С догматической точки зрения не выдерживают критики и некоторые православнее иконы. И в этом случае они становятся для нас историческими экспонатами, пребывание которых было бы оправданно в заведении, называющемся «Музей истории религии», если бы большая их часть не попала бы в его фонды путём насильственного изъятия у прежних владельцев. Но, вспоминая Книгу Иова, мы понимаем, что при встрече с Господом многие конфликты не решаются, а попросту исчезают, вопросы снимаются. Так и в зале музея та же Смоленская икона Божией Матери не перестаёт быть святыней, а её созерцание, пусть на миг, но пробуждает в душе благоговейную тишину.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале