Виктор Садовничий: Я был уверен, что поступить в МГУ нельзя

Профессор Виктор Садовничий, 44-й ректор самого престижного вуза страны - МГУ имени Ломоносова, президент Российского союза ректоров, куда входят руководители более тысячи вузов, вице-президент РАН, 3 апреля отмечает 70-летие.

www.rian.ruРодился в семье рабочего и колхозницы в Харьковской области, успел поработать какое-то время на шахте в Донбассе, затем отправился в Москву, поступил на мехмат МГУ, где сделал головокружительную карьеру от ассистента до ректора университета. На выборах на пост ректора в четвертый раз в 2005 году его кандидатуру поддержали 98,5% голосовавших. Сам Садовничий в интервью РИА Новости отметил, что не надеялся даже поступить в МГУ, однако он считает, что все это не случайность. Беседовала Оксана Павлова.

Виктор Садовничий о том, как он хотел поступить в МГУ

- Виктор Антонович, после введения в России ЕГЭ ректоры все чаще ищут новые методы для поиска талантливой молодежи. С этой целью только в текущем учебном году пройдет более 100 школьных олимпиад, победители которых получат льготы при поступлении в вузы. А когда вы были школьником, участвовали в олимпиадах по математике? Отмечали ли ваши способности учителя и одноклассники?

- Хотя школа, где я учился, была сельской, я ездил на районные и областные школьные олимпиады по математике. Это хорошее изобретение нашей страны, которое появилось сразу после войны.

Кроме того, у меня были счастливые обстоятельства - в моей сельской школе был очень хороший учитель математики. Он был выпускником пединститута, очень преданным математике. Мы с ним решали задачки, те, которые сдавали в МГУ при поступлении. То есть в сельской школе мы решали Моденова (автор пособия по математике для поступающих в вузы), другие задачи. Мне повезло.

- А кем вы мечтали стать в детстве?

- Я все-таки больше хотел заниматься сельским хозяйством, то есть мне хотелось, чтобы это было что-то, связанное с лесом, полями. Но, конечно, моя совсем ранняя мечта - стать летчиком. Меня завораживали рассказы о войне и самолетах, как и всякого мальчишку. А уже в 8-9 классах я

Садовничий о молодежи шестидесятых и нулевых

увидел кадры об МГУ и конечно, подумал о поступлении, но был уверен, что сюда поступить нельзя.

- Почему?

- Все-таки это был дворец, сказка. Шел 53-й год. По телевизору показывали, какие в МГУ лаборатории, отдельные комнаты для студентов, здесь самые лучшие профессора читают лекции студентам. Это казалось тогда невероятным. Я думал, что было бы хорошо поступить сюда. Кроме того, я смотрел буклеты физтеха. Это тоже было очень заметным в то время явлением. Из Московского университета выделился физико-технический институт, и его реклама попала в нашу сельскую школу. Там особо подчеркивалось, что в вузе готовят настоящих физиков для современной науки. Но все-таки МГУ мне казался более привлекательным.

- И каким образом вы попали в МГУ?

- В то время я работал на шахте (в Донбассе) и послал документы в другой вуз (Белорусскую сельскохозяйственную академию). Начальник моего участка сказал, что едет поступать в МГУ на юридический факультет. Он-то и посоветовал мне туда поступать. Более того, он и документы мои переслал в Московский университет. Вот такой случай. Но может быть, это и не случайно?..

- А в вашем роду уже были математики? Или вы основатель династии математиков? (Сын Виктора Антоновича - Юрий и обе дочери Инна и Анна закончили мехмат МГУ. В настоящее время они преподают в Московском университете - прим. ред.)

- Нет, мои родители - сельские труженики. Ни папа, ни мама не умели писать. Они жили в трудные времена.

- Чем, на ваш взгляд, отличается учеба и жизнь сегодняшних студентов Московского университета от жизни студентов начала 1960-х?

- Сегодняшние студенты стоят на фундаменте тех достижений, которые сделали предыдущие поколения. Они более информированы, раскрепощены, совсем другие в поведении. Я вообще считаю, что каждое следующее поколение богаче предыдущего хотя бы потому, что оно впитывает весь багаж знаний предыдущих.

Я думаю, что поколение 60-70-х было более ориентировано на науку, оно рвалось в науку. Помните фильм «Девять дней одного года»? Это было знамя той эпохи -  физики, лирики.

Сейчас, конечно, молодежь ориентирована на другие ценности, на другую жизненную карьеру. Но так и должно быть - каждая эпоха имеет свои законы.

- Не планирует ли МГУ во время летних каникул направлять студентов, которые во время кризиса испытывают финансовые трудности, на крупные стройки, например, в Сочи и Владивосток?

Меня приглашали в руководство КПСС - Садовничий

- Это правильная идея и, наверное, мы будет это делать. Хотя у нас уже есть отряды, они работали в этом и прошлые годы. Сейчас, наверное, это надо делать более масштабно. И Москва нуждается в рабочих руках, задоре и энергии молодежи, но и конечно, крупные стройки. Об этом мы будем думать. Думаю, что стройотряды должны возродиться. Студенты - романтики, кроме того, они хотят заработать. И для страны это очень важно - надо опираться на молодых.

- Вы попали в МГУ в 1958 году, прошло уже полвека с тех пор. Не хотелось ли вам сменить место работы? Поступали ли вам предложения возглавить другой вуз в России и за рубежом или заняться исключительно научной или коммерческой деятельностью?

- У меня были предложения внутри страны, которые сулили большую административную карьеру. Несколько раз меня приглашали в руководство страны. В то время во главе страны стояла Коммунистическая партия, Центральный комитет партии. Я не принимал этих предложений. Также поступали предложения уехать в зарубежные университеты. Я даже был почти готов уехать в один из зарубежных университетов после аспирантуры. Этот университет с одной стороны открывал путь на Ближний Восток, а с другой - в Италию. Но у меня не было особой дилеммы - что выбрать. Я всегда выбирал Московский университет.

- У вас так много обязанностей в МГУ, Союзе ректоров и РАН. Как вам удается поддерживать такую хорошую форму при столь напряженном графике? В чем секрет творческого долголетия Виктора Садовничего?

- Гены и, конечно, определенный режим дня - обязательные полуторачасовые прогулки на ночь. Просто настроение, воля, желание поддержать себя.

- Не могу не спросить вас об этом. Ранее, отвечая на вопросы СМИ, Вы заявляли, что не собираетесь оставлять  пост ректора после того, как вам исполнится 70 лет, что лишь в 2010 году заканчивается срок ваших полномочий. Однако согласно Трудовому кодексу, 70 лет - предельный возраст для ректора. Как можно разрешить это противоречие с законом?

- Давайте дождемся юбилея. Потом будем обсуждать.

- Как, по вашему мнению, может отразиться экономический кризис на высшей школе? Как будет выглядеть высшее образование в нашей стране через 3-5 лет?

- Я думаю, что сейчас никто не скажет, какой будет выбран инструмент для преодоления кризиса. Это может быть что-то очень неожиданное. И точно сказать, что будет с системой образования - это, наверное, опрометчиво. Но можно утверждать точно, что мы из кризиса выйдем быстрее, сильнее, если поддержим образование. Потому что мы вкладываем в будущее - эти молодые люди придут в общество, хозяйство, экономику с новыми знаниями. И понято, что они поведут за собой не только нашу страну, но и весь мир. Главный рецепт состоит в том, что надо поддержать образование и науку, как основу образования, тогда мы выйдем из кризиса сильнее.

- Какие из преобразований с начала 90-х годов в отечественной системе высшего образования являются, на ваш взгляд, ненужными и даже вредными?

- Я считаю, что саму методику надо поправить. Сперва надо апробировать те или иные формы, посмотреть на их эффективность и только потом естественным путем они должны приниматься обществом. В образовании не принято, да и не приживаются те формы, которые вводятся по указке, когда говорят: надо так и только так. Нельзя ничего копировать. Если это где-то есть, то оно разработано с учетом менталитета и традиций конкретной страны. Нам надо идти своим путем, у нас очень богатые традиции и прошлое. И задача руководства образования состоит в том, чтобы эти методики оформлять, проводить и реализовывать. Думаю, что много сделано полезного, но есть и, на мой взгляд, решения, которые лично я бы сделал по-другому.

- Что именно?

- Таких вопросов много, и об этом можно долго дискутировать.

- Российские астрономы, которые на прошлой неделе приняли участие в конференции «Астрономия и общество», предложили вернуть астрономию в школу и восстановить астрономическую подготовку в педагогических вузах. Хотелось бы узнать ваше мнение на этот счет.

- Конечно, в школе должна быть астрономия. Астрономия - это культура, это знания, которые должен иметь каждый культурный человек. Что такое звезды? Что такое планеты? Что такое материя? Что такое космос? Почему он бесконечен? Какие есть планеты? Какие явления происходят? Не обладая этими знаниями, считать воспитанным молодого человека нельзя. Конечно, астрономия в школе должна быть. Ну и естественно, как продолжение, она должна быть и в высшей школе. В Московском университете, например, есть отделение астрономии, оно готовит очень хороших специалистов. По сути это единственный центр по астрономии, который готовит специалистов такого высокого уровня у нас в стране.

- Виктор Антонович, как вы собираетесь отмечать 70-летие? Кого из друзей пригласите?

- Почти весь университет примет участие. Мы никаких юбилейных торжеств не проводим. Сейчас в университете проходит заседание форума. Уже прошло более 30 конференций. В них приняли участие тысячи людей, как из Московского университета, так и приглашенных. А 3 апреля в интеллектуальном центре пройдет заключительное пленарное заседание этого форума.

- А в кругу семьи вы будете отмечать юбилей?

- Чуть попозже, потому что главное сейчас - форум.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале