Се, раба Господня

О чем же мы можем размышлять именно сегодня, видя пред собой Матерь Божию? Прежде всего, мы должны извлечь для себя урок о том, что никогда в минуты особенно важные в нашей жизни, в минуты наиболее напряженного духовного размышления, мы не должны торопиться принимать решения.

В сей преславный день Благовещения Пресвятой и Пречистой Владычицы нашей Богородицы Церковь Христова вспоминает Боговоплощение. Это событие произошло в никому тогда не известном маленьком городке Назарете более двух тысяч лет назад, когда ангел Божий явился Пренепорочной Деве и возвестил Ей волю Божию. Евангелие говорит нам о тех чувствах, которые испытала в эти мгновения Пресвятая Владычица наша Богородица, как Она кротко умолкла и ничего не говорила в ответ ангелу. И только когда он поддержал Ее словами: «Не бойся, Мария!», - Она поняла, что Сам Господь вразумил небесного посланца успокоить Её. И тогда Она произнесла: «Се, раба Господня. Да будет Мне по глаголу Твоему».

Нам с вами, дорогие мои, размышляя о тайне Благовещения надо понять самое главное, что касается каждого из нас. Да, конечно, Матерь Божия обладала выдающимися дарованиями, о которых мы не дерзаем размышлять. Но, тем не менее, если мы задумаемся о том, что произошло тогда, то мы сможем извлечь для себя важные и серьезные уроки. Каждый христианин пытается понять, какова о нем Божественная воля, какова Божественная воля о его близких, об обществе, в котором он живет, об Отечестве. Если же он не думает об этом, то становится щепкой в море житейском. И увлекаемый волнами этого бушующего моря, он чаще всего погибает, если не телесно, то духовно.

О чем же мы можем размышлять именно сегодня, видя пред собой Матерь Божию? Прежде всего, мы должны извлечь для себя урок о том, что никогда в минуты особенно важные в нашей жизни, в минуты наиболее напряженного духовного размышления, мы не должны торопиться принимать решения, как это сделала наша праматерь Ева. Услышав льстивые слова врага рода человеческого, она не стала размышлять о том, что это за слова, не пыталась понять, что они несут, какова их подоплека, что за ними скрывается. И тут же вступила в собеседование с врагом. Также необдуманно поступил в столь важную минуту для судьбы человечества Адам. Выслушав рассказ жены своей, он так же, не размышляя, совершил грехопадение.

Совсем иначе поступила Матерь Божия. Услышав от ангела слова о высоком предназначении, будучи несомненно уверена, что пред Ней - посланец Божий (а нужно сказать, что Она не впервые видела ангела: будучи ребенком входила Мария во Святая Святых храма и там общалась с небожителями, была ими наставляема и вразумляема), Она в смущении потупила очи и ничего не ответила. Внутренне сосредоточившись, углубилась в молитву, ждала вразумления от Бога. И как мы уже говорили, это вразумление пришло. Прозвучали слова ангела: «Не бойся, Мариам! Это Ты обрела благоволение от Бога».

Дорогие мои, размышляя о том, как познать волю Божию, многие думают, что её можно узнать у какого-нибудь мудрого духовного старца, который научит, как жить, как вести себя, как поступать в тех или иных обстоятельствах. А что делать тому, у которого нет такого мудрого наставника? Не надо впадать в печаль и отчаяние. Ведь и у Матери Божией не было того, кого Она могла бы спросить, как Ей ответить на ангельское слово. И мы должны, наверное, поступать так же: не торопиться принимать решение, а углубляться в молитву и размышление о том, что сие жизненное обстоятельство значит для нас, искренне попросить помощи у Бога. И тогда, безусловно, мы почувствуем, как Господь, проявляя заботу о нас, оказывает нам поддержку, вразумление, направляет нас на тот или иной жизненный путь.

В Православной Церкви нет учения о предопределении, какое есть в других религиях. Но у нас, у православных христиан, есть глубокое понимание того, что даже самыми малыми обстоятельствами нашей жизни руководит промысл Божий. А как узнать, каков промысл Божий о нас? Есть множество всяких, даже внешних обстоятельств, чтобы познать, почувствовать его.

Несколько дней назад, ко мне подошел один соловецкий житель и показал текст преамбулы Устава города Дзержинский. Город этот возник на месте поселения монахов. То есть не было бы Николо-Угрешского монастыря - не было бы и города Дзержинского. Это очень похоже на нашу соловецкую ситуацию. Возникла идея: а почему бы и нам в Устав поселения Соловецкое, немного перефразировав, не внести такой текст: «Мы, жители поселения Соловецкое, осознавая значение подвига основателей находящегося здесь монастыря, преподобных Зосимы, Савватия и Германа, и их последователей, осознавая значение обители для нашего острова и всей России, решаем и проч.». Смысл преамбулы заключается в том, что жители Соловков, превращенных за пять веков трудами и молитвами монахов, послушников и трудников из необитаемого острова в общероссийскую православную святыню, освященную кровью новомучеников в XX веке, должны осознавать, что пребывают на особой земле, и жизнь свою должны строить совместно с братией Спасо-Преображенского монастыря на основах православной веры и, прежде всего, на основах любви и христианских добродетелей. Наверное, промысл Божий о нашей возрождаемой из руин обители и о Соловецких островах заключается в том, что они станут в XXI веке маяком для большого корабля - России, выбирающей верный надежный курс после штормов и потрясений недавнего прошлого.

Так давайте жить на Соловках согласно этому Промыслу, не отвергая его, не противясь ему, жить свято, подобно соловецким подвижникам, подобно Пречистой Матери Божией.

А если мы усомнимся, тогда, дорогие мои, скажем вместе с псалмопевцем Давидом: «Спаси мя, Боже, яко оскуде преподобный, яко умалишися истина от сынов человеческих»... Скажем, вслед за Матерью Божией: «Се, мы рабы Господни. Да будет нам по глаголу Твоему». И тогда, безусловно, милосердный Господь найдет, как вразумить нас. Как подать нам свыше Свою Божественную и всесильную помощь. Аминь.