Ритуальный комбинат или народная Церковь? Ч. 2

В советское время люди приходили в Церковь как в магазин, а священники вели себя как владельцы этого магазина. Церковь - это не комбинат ритуального обслуживания - сделал пожертвование, батюшка помахал кадилом, совершил положенное, ты поставил свечку, выслушал несколько ни к чему не обязывающих слов и ушёл с чувством правильно сделанной покупки.

Православие - новая идеология?

Ни в каком обществе христианство не может стать господствующей идеологией. Настоящее христианство подразумевает достаточно серьёзную отстранённость от житейских переделок как центра жизни человека. Может, кто-то хочет создать православный комсомол, но проблема в том, что он или не будет православным, или не будет комсомолом. Я с симпатией отношусь - за что меня часто ругают - к тому, что некоторые светские организации пытаются создавать у себя православные группы, больше прислушиваться к православным духовным идеалам. Я с огромным удовольствием откликаюсь на предложение отслужить Литургию в лагере движения «Наши», приезжаю к ним, проповедую и исповедую. Но я не стал бы никогда участвовать в политическом митинге этого движения.

Настоящее православное гражданское действие не может быть разделяющим. Мы не можем создать православную организацию под лозунгами: «бей того-то, спасай то-то», или «голосуй за этого, мочи вот этого», «этот писатель лучше, этот - отстой». Когда мы начинаем такие действия объявлять православными, мы погрешаем против истины, и рано или поздно эта погрешность нас догонит. В Церкви столетиями были догматические споры, канонические споры, культурные споры. Сегодня это споры о том, может ли в миссии применяться рок-культура, поддерживать или нет политические проекты... Ответ на это может быть только один: «В главном единство, во второстепенном свобода, и во всём - любовь».

О религии в искусстве, или от себя не убежишь

В серьёзном искусстве опять появилась религиозная тема. Фильм «Тарас Бульба» я пока не смотрел, но мне очень многие сказали о том, что религиозная тема там одна из центральных. Я не буду сейчас вспоминать «12» - очень христианский фильм, или «Остров», в котором это на поверхности лежит. Нам надо больше говорить не том, что собой представляет внешняя оболочка христианства, а о том, что всё-такое такое христианство. Мы слишком много говорим, как красить яйца, почему у нас делались иконостасы той или иной формы, какую еду есть великим постом, какие сарафаны носить... Это, может быть, очень хорошая вещь - правда, я по-настоящему стильных вещей из разряда «православной моды» не видел. Но очень важно, не забывая всего этого, говорить о сути христианства: о твоей и моей жизни, твоей и моей смерти и судьбе после этой смерти.

Я понимаю, что людям неприятно слышать о главном - им часто гораздо проще говорить про яйца, про элементы декора храмов, про исторические события, а ещё лучше - смотреть тупой сериал. Человек очень часто пытается убежать от своей совести, от образа Божия в себе, от размышлений о самом главном. Но убежать всё равно не получится! Ты можешь успокаивать свою совесть, убегать от вечных вопросов довольно долго. Сначала - бегством в вещизм, потом - в соревнования с твоими соседями и сослуживцами насчёт того, у кого круче тачка, шмотки, подруга или друг. Если этого не удаётся - есть наркотики, есть водка. Бежим от совести, от проблем, связанных со смыслом жизни, но никогда не убежать от самого себя! Бог не даёт полностью убежать от этих проблем.

У меня было несколько знакомых - абсолютно успешных людей, живших в полном мире с собой. А потом они вдруг сбегали на далёкий остров и там начинали спасать негров от СПИДа. Шиза? Нет, правильная реакция нормального человека, которого не заморочишь рассчитанным от начала до конца «жизненным путём», где человек потребляет и не парится.

Церковь и толерантность

Я не думаю, что в нашем обществе более толерантная атмосфера, чем в Церкви. Как человек, живущий и эффективно действующий в церковной системе уже почти двадцать четыре года, я знаю её очень хорошо. Наше общество гораздо менее терпимо, чем внутрицерковная среда; она, может быть, иногда слишком терпима к человеческим проявлениям.

Я не совсем разделяю восторгов по поводу понятия «толерантность», поскольку согласно официальному определению, данному ЮНЕСКО, это уважение и принятие любых форм человеческого самопроявления и самовыражения. Понимаете, когда мы говорим, что есть правда и ложь, есть хорошие и дурные поступки, мы не можем согласиться с тем, что любое проявление человеческой личности в равной степени может приниматься.

Конечно, мы должны быть веротерпимы, конечно, мы должны быть терпимы к людям другой национальности, поколения, социальной группы. Но в каких-то вопросах мы имеем полное право сказать: «Я считаю это правильным, а это - неправильным».

И напоследок...

Сегодня есть огромнейшая опасность для Церкви - зафиксироваться в том состоянии, которое было в советское время и первые постсоветские годы, когда люди приходили в Церковь как в магазин, а священники вели себя как владельцы этого магазина. Церковь - это не комбинат ритуального обслуживания - сделал пожертвование, батюшка помахал кадилом, совершил нечто положенное, ты поставил свечку, выслушал несколько ни к чему не обязывающих слов и ушёл с чувством правильно сделанной покупки. А тот, кто тебя обслужил, положил деньги на комод и решил, что сегодня правильно сделал своё дело, связанное с обслуживанием религиозных потребностей населения в рамках закона.

Народная Церковь должна быть не для того. Приход - это место, где люди объединяются прежде в общей молитве, в общем участии в Таинствах, и затем решают, какие полезные дела они вместе могут сделать.

 

Выступление прот. Всеволода Чаплина публикуется в сокращении

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале