Православные ученые выступили против строительства ЦКАД

Актуальные проблемы экологии в контексте кризиса ценностей современной цивилизации обсудили участники международной конференции «Наука. Философия. Религия», состоявшейся в подмосковной Дубне. Устроителями научно-общественного форума, проходившего в нынешнем году уже в 15-й раз, являются Фонд святого апостола Андрея Первозванного, Центр национальной славы, Объединенный институт ядерных исследований при участии Московской духовной академии, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и Института Философии РАН.

Сочетание высокого интеллектуального потенциала физиков-ядерщиков, благодаря которым Дубна уже более десятилетия носит почетный статус «наукограда», в сочетании с научным опытом представителей естественных наук, философов и православных богословов, позволило охватить на конференции широкий круг вопросов, связанных с отношением человека и окружающей среды. Благодаря тому, что кроме маститых специалистов-ученых на форуме присутствовали учителя средних школ Дубны, студенты вузов, преподаватели и воспитанники МДА, а также общественные деятели и представители СМИ, причем каждый мог задать вопрос или прокомментировать тот или иной доклад, научно-общественная дискуссия в рамках конференции имела живой и практический характер.

В определенной степени этот диалог явился ответом на призыв к обсуждению Проекта «Основ экологической концепции Русской Православной Церкви»: в качестве одного из докладчиков конференции выступил сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ознакомивший собравшихся с основными положениями этого документа.

Участники форума оказались единодушны в том, что основной причиной экологических проблем является масштабное воздействие человека на природу, постоянно возрастающее вследствие развития науки и техники, но, более всего, — потребительское отношение к природным ресурсам. В выступлениях светских ученых и представителей Церкви не раз отмечалось, что психология потребления, практически восторжествовавшая в нашем обществе, совершенно не связана со степенью достатка: в современной России можно быть бедным, но не ставить во главу угла стремление к комфорту и новым материальным благам; можно, напротив, быть богатым, но видеть цель жизни именно в их стяжании. Граница между этими состояниями проходит именно на мировоззренческом уровне и связана со степенью религиозности человека, с тем, к чему прилепляется его сердце — к земному или к небесному.

Гипертрофированное потребительское отношение к жизни переносится на природу, на те, Богом данные ресурсы — энергетические, пищевые и т.д., которые предназначены для сохранения жизни человечества. Избыточное их потребление, связанное с удовлетворением избыточных человеческих потребностей, предлагаемых, а порой и навязываемых в качестве нормы, влечет за собой серьезные негативные последствия, оказывающих воздействие и на местном, и на глобальном уровне. Отказ от жизни, согласной с христианскими заповедями, влечет забвение заложенного в Священном Писании принципа экологической деятельности, как заповеданного Господом обращения с тварным миром, творческого участия в бытии творения, его защите и сохранении.

Об опасных последствиях этого явления говорил заведующий учебно-научным сектором биополитики и биосоциологии Биологического факультета МГУ, профессор кафедры общей экологии, доктор биологических наук А.В. Олескин. Перспектива использования новых биотехнологий в соответствии с запросами мировой политической элиты, вызывала тревогу ученых еще в прошлом веке, напомнил он, поскольку стало возможным «не только контролировать жизнь, но и побуждать ее к размножению, синтезировать живую материю, конструировать монстров и, в конечном счете, создать вирусы, которых нельзя будет контролировать и которые будут разрушительными во вселенском масштабе». Развитие генных технологий делает творение нового человеческого индивида в той или иной мере результатом произвольной деятельности самого человека, констатировал биолог, процитировав далее одного из своих западных коллег, который счел, что посредством новых биотехнологий: «Ветхий Адам выходит из своей шкуры. Он собственными средствами создает новую природу».

По данным социологического опроса, приведенным участницей конференции, преподавателем, ПСТГУ к.т.н Т.А. Алешиной, 78% наших сограждан обеспокоены экологической ситуацией в стране 54,7% констатируют безразличное отношение окружающих к людям, наносящим вред природе; 32,3% винят несовершенство природоохранного законодательства. Одних просветительских и разъяснительных мер, по ее мнению, не достаточно, пока не реализованы права населения на проживание в безопасной окружающей среде, с отлаженной системой переработки отходов, жестким контролем за промышленными объектами, увеличением зеленых зон в городской среде.

Логическим продолжением темы явилось выступление М.В. Фронтасьевой, руко-водителя сектора нейтронного активационного анализа и прикладных исследований Отделения ядерной физики Лаборатории нейтронной физики им. И.М. Франка ОИЯИ, канд. физ.-мат. наук, посвященное проблемам окружающей среды России. Ее рассказ о методах изучения экологической ситуации в стране методом анализа состава мхов-лишайников, а особенно демонстрация результатов исследований, вызвали огромный интерес.

Отвечая на вопросы слушателей, она отметила, что наибольший вред экологии, помимо отходов деятельности промышленных предприятий наносят выхлопы автомобильных трасс — на расстоянии километра от края оживленной автодороги концентрация вредных веществ, например, тяжелых металлов в почве многократно превышает норму. Именно этот факт побудил участников конференции единодушно выразить озабоченность планами по строительству в Московской области платной Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД), которая, как предполагается, пройдет на расстоянии 25-30 км от МКАД. Проектируемая протяженность трассы составит более 500 км. Она окажется 7-м по счету автомобильным кольцом вокруг столицы, однако в отличие от двухполосной подмосковной «бетонки», ширина ЦКАД предусматривает до 8 полос, а также многоуровневые развязки.

Как сообщил заместитель декана Миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), профессор, руководитель постоянно действующего семинара «Наука и вера», доктор физ.-мат. наук А.Б. Ефимов, реализация проекта ЦКАД продолжается, вопреки многочисленным свидетельствам нарушения экологических норм. Строительство, начало которого намечено на 2014 год, будет вестись за счет вырубки около 100 кв. км подмосковных лесов — предполагаемая трасса на 70% проходит по территории лесных массивов. По мнению ученого, это приведет к значительному ухудшению здоровья и качества жизни людей и «превращению зеленой зоны ближнего Подмосковья в промышленно-оптовую базу и перевалочный пункт для межрегиональных и международных грузовых перевозок». Дополнительный урон экологии будет нанесен логистической инфраструктурой — зданиями складов, офисов и автозаправок, которые предполагается возвести вдоль новой трассы.

Своего коллегу поддержал А.Н. Гуня, старший научный сотрудник Института географии РАН, доктор географических наук. Он констатировал, что строительство ЦКАД влечет безвозвратное уничтожение традиционной среды обитания людей и животных, а также исторических ландшафтов и зданий Подмосковья. Особый урон будет нанесен, оказывающимся на пути ЦКАД сельским поселениям, вместе с их храмами, отметил географ. Для людей, как и для зданий, не пройдет бесследно воздействие вибрации от интенсивного движения большого количества тяжелого транспорта — ЦКАД предназначен именно для транзитных грузопотоков, — и массированные выбросы выхлопных газов.

«В старину путники передвигались от села к селу, ориентируясь на колокольни храмов, — сказал А.Н. Гуня, — После строительства огромных развязок и установки вдоль обочин шумозащитных щитов — меры весьма условной, вместо радующего глаза и сердце вида православного храма у дороги на взгорье в окружении малоэтажной деревенской застройки, водители будут часами наблюдать по обе стороны дороги глухой коридор из щитов, а это разрушительно влияет и на их собственную психику».

Проект ЦКАД обсуждался на недавнем заседании Общественной палаты, напомнил А.Б. Ефимов, и приглашенные эксперты-экологи «вполне определенно, а некоторые и резко высказались отрицательно о проекте ЦКАД и о возможностях преодоления отрицательных последствий реализации этого проекта».

Участники конференции призвали коллег-экологов возвысить голоса против реализации этого крайне опасного для Москвы и Подмосковья проекта.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале