Андрей Борисов: «Якутское кино обогнало Голливуд»

Летом нынешнего года большой резонанс в СМИ получило заявление министра культуры и духовного развития Республики Саха-Якутия Андрея Борисова о том, что сюжет «Аватара» режиссера Джеймса Кэмерона чуть ли не позаимствован из якутского народного эпоса «Олонхо».


Для широкой публики знакомство с якутской культурой на этом и закончилось, а между тем, «страна алмазов, холодов и тысячи озер» сегодня переживает настоящий культурный бум. Андрей Борисов рассказал про общие мотивы в якутском эпосе и голливудском блокбастере, а еще — о борьбе с алкоголизацией коренного населения путем приобщения к традиционной культуре, о православных службах на якутском языке и о многовековой дружбе между якутским и русским народами.

Вам приписывают слова: «Кэмерон позаимствовал сюжет «Аватара» из якутского народного эпоса». Это действительно так?

Нет, конечно, фраза вырвана из контекста. У фильма есть общие мотивы со сказаниями, песнями и легендами разных народов. Но в якутском богатырском эпосе «Олонхо» есть образ Мирового дерева, соединяющего три мира. Вокруг него, на Срединной земле, обитают племена Айыы, что в переводе на русский язык означает «Творцы». Главный герой эпоса, небесный богатырь из верхнего мира Эр Соготох, то есть «Многострадальный», сражается за свою любимую и за выживание ее племени против злых духов-разрушителей Абасы из нижнего мира Аллараа Дойду. У зрителей, знакомых с этими народными сказаниями, при просмотре «Аватара» возникали однозначные ассоциации с нашим эпосом, который, кстати, в 2005 году был объявлен ЮНЕСКО одним из шедевров устного и нематериального наследия человечества. В России всего два явления культуры были отмечены таким образом — наш эпос и традиционная культура семейских — песнопения старообрядческих поселений Бурятии.

Некоторые киноэксперты утверждают, что Якутия сегодня вышла на третье место в России по количеству выпущенных фильмов — после Москвы и Санкт-Петербурга.

В Якутии уже много лет подряд наблюдается настоящий кинобум. В частности, на прошлогодний фестиваль «Кино Арктики», приуроченный к столетию первого кинопоказа в Якутии, было подано 85 заявок якутских кинорежиссеров. Для участия в конкурсе отобрали 34 работы. Снимают как любительские киноленты и короткометражки, так и полноценные художественные фильмы, с привлечением профессиональных актеров и выездом за границу. Ежегодно в прокат у нас выходит по 10-15 фильмов, и некоторые из них в якутских кинотеатрах зарабатывают больше, чем американские блокбастеры. Связано это с возрождением якутской культуры, с возрастающим интересом к ней со стороны молодежи.

Не теряется ли при этом в республике русская культура? Какое отношение к ней сегодня у жителей Якутии?

Русская культура для нас священна. Возьмем, к примеру, театр. Все поколения актеров прошли великую школу русского театра. Мой друг, художник Геннадий Сотников, при жизни не раз говорил о том, что любит приезжать в нашу республику, чтобы увидеть настоящий русский театр. В театрах Якутии постоянно ставят русскую оперную классику — «Борис Годунов», «Князь Игорь»...

В общем, к русской культуре у нас благодарное отношение, и особенно — к православию, с которым к нам пришла письменность. Одним из первых переводов на якутский язык стал перевод Библии. А в честь 375-летия вхождения Якутии в состав России в Храме Христа Спасителя в Москве проходила служба и молебен на якутском языке. Кроме того, у нас располагается древнейшее поселение первых русских землепроходцев — Русское устье, где сохранилась старинная северно-русская культура и язык. Так что никакой напряженности между русской и якутской культурами не возникает.

А на бытовом уровне — между русскими и коренными жителями Якутии — эвенками, якутами и другими народностями?

За последние десятилетия я не могу припомнить, чтобы возникли какие-либо конфликты на национальной почве. Русские и якуты не сосуществуют, а живут одной жизнью. На севере Якутии такие суровые условия, что принадлежность к какой-либо нации не важна — важно, чтобы человек оставался человеком. Испокон веков в этом плане у нас уникальная ситуация. Я сам являюсь сыном якута и русской, и таких интернациональных семей у нас очень много.

В середине ноября в республиканском парламенте будет рассматриваться законопроект о полном запрете продажи алкоголя на территории Якутии. Как Вы оцениваете эффективность «сухого закона»?

К сожалению, у коренных жителей нашей республики, действительно, есть генетическая предрасположенность к алкоголизму. Но я не думаю, что запретительными мерами эту многовековую проблему якутского народа удастся решить. За последние двадцать лет было построено множество театров, музеев, клубов, учреждений культуры. В одном Якутске на 300 тысяч человек населения — 11 театров. И всегда полные залы, в основном молодежь. Приобщаясь к культуре, молодые люди перестают употреблять алкоголь. Наверное, в этом и заключается самый правильный путь борьбы с алкоголизмом.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале