Елизавета Петровна Кучборская: человек с другой планеты

Кафедра зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ готовит к изданию необычную книгу. Она посвящена легендарному лектору и педагогу – профессору Елизавете Петровне Кучборской (1910 – 1988). Блестящие лекции Кучборской по античной литературе и европейской литературе XIX века собирали помимо студентов журфака немало студентов других московских вузов, десятки выпускников.

О её неподражаемой манере подачи лекционного материала, о необычных формах приёма экзаменов ходили легенды среди нескольких поколений студентов-журналистов. Многие сравнивали лекции Елизаветы Петровны с театральными спектаклями, некоторые утверждали, что она – бывшая актриса. Сегодня, в день рождения Кучборской, мы познакомим вас с некоторыми фрагментами будущей книги – воспоминаниями известных выпускников журфака МГУ о любимом профессоре.

***

Аркадий Мамонтов

Когда мы первый раз её увидели, мы увидели настоящего русского интеллигента. Это человек с другой планеты, таких сейчас, наверное, нет. Она была энциклопедически образована, её даже называли «Ломоносов в юбке». Елизавета Петровна – человек благородной души. Талантливый  преподаватель,  который осознавал свою миссию, заключавшуюся в воспитании будущей элиты нации.   

По прошествии лет я понимаю, что её лекции – это крупицы золота. То, как Кучборская преподавала нам, молодым советским людям, которые пришли после армии, у которых ветер в голове, такого больше не встречал. Это был театр.  Мы старались не пропускать занятий. Профессор переносила студентов на несколько тысяч лет в прошлое, как в машине времени. Мы оказывались рядом с Гомером и Эсхилом, мы путешествовали вместе с Одиссеем, мы обманывали Циклопа…. Это было потрясающе. Академический час пролетал незаметно.

Коммунистическая аудитория, открывается дверь, Кучборская заходит и говорит басом, указывая на микрофон:

–Уберите этот аппарат.

Если кто-то вызывал сильные эмоции, она цитировала «Илиаду»:

– «О, Агамемнон, встань и иди».

Елизавета Петровна любила оригинальное мышление. В 1980-е годы была одна нашумевшая история. На факультете училось много спортсменов, которые выступали за сборную СССР. Учились они, мягко говоря, формально. Один чемпион приехал на экзамен по античной литературе, мало что знал об этом периоде. Решил проявить смекалку и творчески подойти к сдаче экзамена. Молодой человек купил в «Детском мире» набор игрушек: шлем, щит, меч и пластмассовую лошадку. Он был баскетболист, ростом около двух метров, представляете, в таком виде предстал перед Кучборской и прокричал:

–Это я, Одиссей!

Знал, видимо, только эту фразу. Профессор стояла как громом  пораженная, но через некоторое время сказала:

– Вот он, мой герой! Иди, пять!  

Я не боялся экзамена, мне было это интересно.

***

Владимир Толстой 

Профессор Елизавета Петровна Кучборская – совершенно выдающаяся, блистательная актриса со своей философией, это личность невероятного масштаба. Невысокого роста старушка, она заходила в Ленинскую аудиторию, с порога швыряла свой портфель на кафедру и, пока он летел, произносила монолог из греческой драмы. И ты был заворожён этим голосом, этой манерой преподавания, и невозможно было не читать, стыдно было прийти к ней на экзамен и плохо отвечать.

У неё была система оценок, которые она ставила, как минимум, двадцатибалльная. Если она писала студенту в зачётке «хор.» с точкой – это значило, что ты ничтожество, полное, а если «отлично» большими буквами, и всё подчёркнуто тремя чертами, и с десятью восклицательными знаками – это было высшее признание. Она почти не ставила никаких «неудов» или «удов».

Кучборская – не какая-то там экстравагантная старушка. Это человек, который открыл мне, моим друзьям и сотне других людей мир античной литературы, мир литературы в целом. Ведь преподаватель должен нести огонь, его задача – зажечь. И если он зажигает этим огнём хоть кого-то (а если он талантливый человек, то как можно большее количество людей), то это и есть настоящее университетское преподавание.

***

Дарья Донцова

Преподаватель предмета «Теория и практика советской партийной печати», в просторечии «тыр-пыр», обычно стоял на кафедре и тихо бубнил что-то скучное. В качестве теории мы изучали статью В.И. Ленина «Партийная организация и партийная литература», а из практики я помню только названия шрифтов.

Полной противоположностью «тыр-пырщику» была дама, преподававшая античную литературу, Елизавета Кучборская. На её лекции мы приходили как на спектакль. Во-первых, Кучборская великолепно знала материал, во-вторых, каждое её выступление на кафедре напоминало спектакль. Кучборская переживала, плакала, топала ногами, злясь на Ахилла, возмущалась вредному характеру Елены Прекрасной и тихо презирала Пенелопу. Она могла заявить:

– Этот Минотавр! Гнуснее животного мне не пришлось более никогда встретить!

И вы начинали верить в то, что преподавательница не так давно убегала от Минотавра, путаясь в лабиринте, сидела в Троянском коне, плыла вместе с Одиссеем между Сциллой и Харибдой, сражалась с Циклопом и заливала уши воском, дабы не услышать пения коварных сирен. Я частенько забывала записывать её лекции, просто сидела, развесив уши. Одно плохо: вы никогда не знали, чего ждать от неё на экзаменах. Однажды Кучборская выбросила в окно зачётки всей нашей группы, просто обозлилась на кого-то и пошвыряла синенькие книжечки за подоконник. Мы ползали потом по клумбам, собирая их.

Однажды у нас приключился казус, после которого вся группа чуть не побила меня. Нам предстояло сдавать экзамен Кучборской. Студенты расселись за столами, ожидая преподавательницу.

Я же, накануне решив поэкспериментировать с цветом волос, купила краску, тщательно соблюдая инструкцию, развела её, подождала полчаса, смыла и… О ужас! Увидела вместо лёгкой рыжины иссиня-чёрные пряди. Продавщица перепутала упаковки, вместо «лесной орех» выдала мне «чёрный бархат». Поэтому я стала похожа на ворону. Смыть краску оказалось невозможно, и пришлось идти на испытание в образе цыганки Азы.

Кучборская, как всегда, вихрем влетела в аудиторию, побежала по проходу и замерла около меня.

– Господи! – воскликнула преподавательница, – вот так, на мой взгляд, должна выглядеть Маргарита. Роковая брюнетка, женщина, при виде которой Фауст потерял весь ум. Да, не блондинка, ни в коем случае! Только черноволосая, с голубыми глазами. Удивительно, прекрасно, волшебно, нет слов! Груня, я ставлю тебе пятёрку, молодец, заслужила, можешь уходить. Остальных попрошу взять билеты.

В полном изумлении я выпала в коридор, мне никогда не удавалось ни до, ни после этого случая получить «отлично» за цвет волос. Но Кучборская была совершенно нестандартна.

Всем остальным в группе она поставила «два»! Причём, расписываясь в зачётках, вздыхала и повторяла:

– Нет, вы не Маргарита, вы пудель!

Сами понимаете, какое острое желание надавать мне тумаков испытали все мои сокурсники, им пришлось идти на переэкзаменовку. Но какой бы непредсказуемо капризной ни казалась Кучборская, преподавателем она была гениальным. Описание щита Ахилла я помню наизусть до сих пор.

(Из книги «Записки безумной оптимистки»)

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале