Битва на Курской дуге

В 40-50-е годы в Москве можно было встретить нищих калек, которые, прося милостыню, прибавляли: «Я на войне был, под Курском в танке горел». Сейчас уже не узнать, кто из них действительно воевал, а кто обманывал людей, прикидываясь фронтовиком.

Но танки действительно горели, и в них горели люди - солдаты-танкисты. Это была Курская дуга - битва, определившая исход войны, битва, без которой не было бы Победы...

К лету 1943 года положение на фронте стабилизировалось. Наступило временное затишье: воюющие стороны готовились к летней кампании. Немецкое командование надеялось быстро и повсеместно, по словам Гитлера, добиться успеха. Планировалось разгромить войска двух фронтов - Центрального и Воронежского, сосредоточенных на Курской дуге, и развить быстрое наступление на Москву. Этот план назывался «Цитадель».


Советские танки перед атакой
 Немецкие танки «Пантера» в районе Орла Советские танки перед атакой

 

После поражения под Сталинградом, чтобы возместить потери, немцам пришлось провести тотальную мобилизацию в стране. Но на этот раз советское командование своевременно разгадало замысел врага, и план ответной боевой операции был подготовлен заранее. Все объяснялось просто: британская разведка расшифровала код немецкой шифровальной машины «Энигма», использовавшейся на Восточном фронте. Черчилль отдал приказ пересылать русским сведения, не раскрывая их источника. Это позволяло отслеживать планы врага, начиная уже с апреля.

5 июля 1943 года в 5:30 утра началось сражение, оказавшееся решающим для исхода войны и будущего нашей Родины.


Расчет противотанкового орудия ведет огонь по вражеским танкам
Советские танки в наступлении Расчет противотанкового орудия

Вначале противнику удалось вклиниться в нашу оборону на несколько десятков километров. На северном крыле Курской дуги, у деревни Поныри, позднее названной «Сталинградом» Курской битвы, произошло мощное сражение между ударными частями германских и советских танковых войск. Из-за огромных потерь враг вынужден быть отступить.

На южном фланге кульминация битвы пришлась на седьмой день немецкого наступления и отчаянной обороны советских войск. 12 июля на рассвете у деревни Прохоровка, на небольшом поле - всего 5 на 7 километров, во встречном бою сошлись около тысячи советских и немецких танков. Невиданное сражение под нещадным грозовым ливнем продолжалось 18 часов без перерыва. Перевес попеременно оказывался то у одной, то у другой стороны. Затишье наступило далеко за полночь. Между дымящимися остовами танков валялись искореженные орудия, сгоревшие машины, лежали убитые солдаты... Однако битва на этом не закончилось. Еще три дня три раза немцы бросались на Прохоровку, хотя потери их были так велики, что решающий прорыв был невозможен, - и не смогли пробиться за линию фронта ни через саму деревню, ни в обход ее. Всевластию вермахта на полях сражений пришел конец...


Жители города Орла встречают воинов-освободителей
 Подбитая немецкая техника Жители города Орла встречают освободителей

 

15 июля немецкие войска возвратились на исходные позиции. Командование противника полагало, что силы русских истощены и никаких ответных действий с их стороны быть не может. Но они ошибались. Уже за несколько дней до этого войска трех фронтов - Брянского, Центрального и Западного, перешли в наступление. 5 августа были освобождены Орел и Белгород, через две недели - Харьков. Впервые за годы войны Москва салютовала 122 пушками: не только в честь победы в сражении, не только в честь освобождения городов, но и в память о погибших воинах.

Освободив Орел, Белгород, Харьков, советские войска перешли в масштабное наступление по всему фронту - это две тысячи километров. Коренной перелом в войне начался еще под Сталинградом, но основная его тяжесть легла на тех, кто сражался на Курской дуге. Его завершением стала битва за Днепр и освобождение Киева, «матери городов русских», вместе с левобережной Украиной.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале