Первый русский приход на римской земле. Часть 2

Продолжение беседы с протоиереем Вячеславом Бачиным, настоятелем Свято-Николаевского ставропигиального прихода г. Рима, Италия.

Протоиерей Вячеслав Бачин

— Расскажите о жизни прихода сегодня, как она проходит? Есть ли у Вас воскресная школа, приходская библиотека?

— Наш приход представляет сегодня большую семью объединяющую православных христиан из разных стран мира (Россия, Украина, Беларусь, Молдова, Грузия, Сербия, Болгария, Польша, Италия, Эфиопия). Подавляющая часть прихожан — 90% трудовые мигранты с территории постсоветского пространства, прибывшие в Италию «на заработки», небольшая часть прихода — представители российских загранучреждений, православные итальянцы и бывшие россияне, постоянно проживающие в Италии.

Община Свято-Николаевского прихода со своим настоятелем

Протоиерей Вячеслав Бачин с клириком прихода иеромонахом Авелем (Усачевым)

Главное место в жизни наших прихожан занимает участие в общественных богослужениях, совместных молитвах. Именно здесь многие из них открывают для себя красоту Православия, приобщаются к духовным традициям своих предков, находят ответы на главные вопросы в своей жизни, укрепляются в истинной вере. Для многих становится одновременно и радостно, и удивительно, что к Богу, к Истине, они пришли ни в своем родном городе, селе, хуторе, где храм был через дорогу, а в стране далече, где совсем другая культура, ритм жизни, традиции.

Наш приход не является «стационарным», где паству составляют постоянно проживающие в стране прихожане, состав прихода периодически обновляется. Исходя из этого, работа прихода выстраивается таким образом, чтобы прихожане постоянно чувствовали о себе заботу со стороны храма. В четверг после обеда и в воскресный день, согласно трудовому законодательству Италии, работодатели обязаны предоставлять своим сотрудникам выходные дни. Именно эти дни становятся главными в общении с паствой. В четверг после обеда открыты библиотека и трапезная храма, где прихожане получают духовную литературу, общаются со священниками, просматривают фильмы, пьют чай, вместе принимают участие в вечернем богослужении.

В воскресный день после совершения Божественной литургии прихожане приглашаются на совместную трапезу, где за символическую цену им предоставляется полноценный обед. После трапезы сестры из приходского сестричества принимают участие в выпечке просфор, уборке храма, помещений трапезной. В 15 часов обычно совершается просмотр тематических фильмов о Христианской Церкви, святынях Православия. Далее в обязательном порядке беседа священника с прихожанами, ответы на возникающие вопросы и затем мы все вместе идем на вечернее богослужение, после которого прихожанам предлагается чай с выпечкой. За всей незамысловатостью и обыденностью мирного течения нашей приходской жизни можно заметить заботу Господа о Своих чадах, оказавшихся на чужбине в непростых, а порой тяжелых жизненных и экономических условиях, в которых часто и происходит наше взросление в вере.

Пасхальный крестный ход

При нашем храме сегодня действует приходское сестричество, открыта воскресная школа для детей наших прихожан, библиотека духовной литературы, работает иконописная мастерская. Приход окормляет две детские школы по изучению русского языка, эти школы представляют собой дополнительную форму обучения — когда по субботам совершается преподавание детям классических предметов российской школы, включая Основы православной культуры.

Наш приход ведет сотрудничество с национальной благотворительной организацией «Banco Alimentarе». Согласно договору, благотворительная организация ежемесячно, практически безвозмездно передает приходу продукты питания, которые мы распределяем между всеми нашими прихожанами и особо нуждающимся соотечественниками.

— С какими трудностями сталкивается приход сегодня?

— Несколько лет назад бывший священник нашего прихода (клирик Московской епархии, находящийся в служебной командировке в Риме), иерей Алексей Байков, не выполнив Патриаршего благословения, расколол приходскую общину, увел за собой часть прихожан и создал «новый приход», название которого дословно звучит так: «Русская Православная Церковь в Риме св. Николая чудотворца. Архиепископия Православных Русских Церквей Западной Европы. Экзархат Вселенского Патриархата». Находясь под запрещением и церковным судом в Русской Православной Церкви, Алексей Байков продолжает совершать свою «пастырскую деятельность», вводя в заблуждение многих людей. Пятый год он вместе с семьей живет в квартире, в нашем церковном доме, не платит за отопление, газ, воду (расходы покрываются за счет нашего прихода), не собирается выезжать из нее (итальянские законы очень либеральны).

Сегодня, «стараниями» этого человека мы втянуты в череду судебных процессов. Конечной целью предъявляемых нам исков является восстановление в нашей церковной общине бывших прихожан, находящихся под прещением Священноначалия Русской Православной Церкви и возвращение А. Байкова в храм на via Palestro 71 на правах законного настоятеля, с изъятием собственности нашего прихода в пользу другой юрисдикции. Позвольте я больше не буду углубляться в этот вопрос. Скажу только, что 26 октября 2000 года А. Байков, как клирик тогда нашего прихода, одним из первых подписав решение приходского собрания, искренне радовался возвращению прихода святителя Николая Чудотворца г. Рима в Московский Патриархат.

Настоятели двух ставропигиальных храмов в Риме — секретарь Администрации приходов Московского Патриархата в Италии иеромонах Антоний (Севрюк) и протоиерей Вячеслав Бачин

— В столице Италии недавно был воздвигнут Свято-Екатерининский храм. Как Вы взаимодействуете с этим приходом, проводятся ли совместные мероприятия?

— В июле 2011 года, во время нашей первой встречи с настоятелем храма св. вмц. Екатерины (второго ставропигиального храма в Риме), иеромонахом Антонием (Севрюком), мы вместе определили, что взаимоотношения наших приходских общин будут строиться на принципе «один приход, два храма». С этого момента все предстоящие праздничные богослужения, паломничества, большие приходские события согласовываются предварительно, прихожане ставятся в известность, в церквах на доске объявлений обязательно размещаются расписания богослужений двух храмов. По милости Божией, мы сегодня живем одной большой дружной семьей.

— Каковы отношения с российскими дипломатическими представительствами в Италии у Вас сложились? Оказывают ли они поддержку приходу?

— У нас сегодня очень добрые отношения с представителями российского посольства в Риме и российского генерального консульства, тем более что некоторые из них являются нашими прихожанами. За это время у нас также сложились очень теплые, рабочие отношения с представительством Россотрудничества в Риме.

Храм Казанской иконы Божией Матери в Гаване, Куба

— До этого Вы несли свое служение на Кубе. В чем основные различия пастырского попечения в Гаване и Риме?

— Мы часто слышим с вами, что приходская община похожа на семью. Но как не бывает одинаковых семей, так и в жизни любого прихода имеются свои особенности. Определенный отпечаток на жизнь церковной общины налагает история государства, где находится приход, культура этой страны, религиозность населяющих ее народов. Следует заметить что, Куба и Италия — это страны, которые исторически относятся к странам католического мира. В Гаване наши прихожане со строительством русского храма стали ближе знакомиться с Православием, открывая для себя веру своих предков, ведь, переезжая из советского социализма на Кубу, они снова попадали в социализм, где пребывают до сего дня.

Казанский храм в столице острова Свободы, построенный в основном на средства кубинского народа, — это первый русский храм в Карибском регионе. И для наших соотечественников, которые давно не были на родине, где религиозная жизнь в последние годы значительно изменилась, храм стал духовным, культурным, образовательным центром, в прямом смысле частичкой «Русского мира». В Италии российскому православному присутствию официально более двух столетий, здесь много наших приходов и люди, приезжающие ныне на Апеннины имеют представление о Церкви, ее праздниках, святых. Соответственно здесь жизнь церковной общины протекает в другом духовном ритме. Но независимо от определенных особенностей сегодня главной задачей православного прихода остается помочь человеку в современном мире обрести Христа Спасителя.

Убранство русской посольской церкви в Риме, XIX век

26 октября 2000 г. на амвоне храма свт. Николая зачитывается решение приходского собрания о возвращении прихода в Русскую Православную Церковь: в центре — протоиерей Михаил Осоргин, справа — графиня М.А. Ферзен староста прихода, слева — бывший клирик прихода Алексей Байков

Фото из архива Свято-Николаевского прихода г. Рима, иеродиакона Романа (Киселева)

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале