Орел Небесный

«И с ними золотой орел небесный...» - известные слова из песни «Город», которую исполняет Б. Гребенщиков. Мало кто знает, что песня была написана задолго до рождения солиста «Аквариума», а небесный орел - символ апостола Иоанна Богослова.

Орел небесный

 

Орел обозначает Иоанна, поскольку этот ученик Христа в своем Евангелии сумел подняться до вершин богословия, подобно орлу, взлетающему высоко в небеса.

В Евангелии от Иоанна, позднейшим из четырех Евангелий, есть много такого, о чем не писали Матфей, Марк и Лука. Это не только истории о встрече Христа с самарянкой или об исцелении параличного у Овечьей купели. В некоторых главах из Евангелия от Иоанна можно найти ответы на важнейшие богословские вопросы: например, объяснения Христа о Таинстве Причастия или о сошествии Святого Духа.

Апостола Иоанна называют Богословом не только из-за Евангелия. В канон Нового Завета входят еще и его послания, в которых Иоанн стремился объяснить братьям и сестрам по вере основы христианства.

 

Кого ты любишь?

 

Иоанна называют апостолом любви. Прочтя три его послания, нетрудно понять почему: один из главных вопросов для их автора - что такое любовь.

Что значит любовь для человека, получившего светское (лучше даже сказать «мирское») воспитание? У ребенка вопрос «Кого ты любишь?» в первую очередь связывается с родителями: маму или папу. У людей постарше любовь ассоциируется с отношениями мужчина - женщина. И ведь сколько поэм, романов, рассказов, стихотворений посвящено этим любовным отношениям. В какие только ситуации не попадали герои мировой литературы, какими только метафорами не пользовались поэты для описания любви: то высоко духовной, то исключительно плотской! Это разнообразие описаний как будто бы определило любовь во всех ее главных проявлениях, так что кажется, что чувства женщины и мужчины - это и есть самая настоящая любовь.

И даже когда читаешь часто цитируемые слова апостола Павла о том, что любовь милосердствует, не завидует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла[1], думаешь: «Да, конечно, любящая женщина никогда не будет завидовать любимому, все отдаст ради его блага, не сможет разозлиться на него, а любящий мужчина сделает все, чтобы его любимая была счастлива, и не помыслит на нее зла». И так замечательно соответствуют привычному взгляду на важность любви слова о том, что без любви человек ничто и любовь даже больше веры и надежды[2]!

А потом читаешь апостола Иоанна и думаешь, что что-то ты поняла не совсем так, как надо.

Ап. Иоанн очень много внимания уделяет вопросу любви, однако отнюдь не тому романтическому чувству, о котором так много написано. Любовь в посланиях ап. Иоанна - это, в первую очередь, отношения между человеком и Богом.

 

Поступать как Христос

 

Любовь - это не страсть, не абстрактное чувство. Она имеет конкретное выражение в поведении человека: «Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его»[3]. Апостол не уточняет, что в этом выражается любовь к Богу. Нет, жизнь по заповедям - универсальное проявление любви, естественное поведение человека, который с любовью относится к тем, кто его окружает.

Почему же для христианина так важна именно любовь, а не просто уважение или терпимость? Потому что «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем»[4]. У человека есть два пути: либо грешить и в этом уподобляться диаволу или «родиться от диавола» («потому что сначала диавол согрешил»[5]), либо не грешить и любить и таким образом становиться подобным Богу[6] («родиться от Бога»). Может быть, сначала это будет непросто, но зато потом, в день Страшного суда, человек не будет осужден и окажется в числе праведников, потому что ему удалось в обычной мирской жизни поступать так, как поступал Иисус Христос[7].

Кстати сказать, апостол Иоанн пишет и о том, каким образом человек может противостоять греху: «Всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему»[8]. Такой человек, по словам ап. Иоанна, просто не может грешить: «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога»[9].

 

Любовь Бога

 

В чем проявляется любовь Бога к людям? Прежде всего в жертве, принесенной Им за человеческие грехи: «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том и любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши»[10].

Поскольку Бог всесовершенен, человек ничего не может улучшить в Его жизни, никак не может Его дополнить. Желание Бога спасти людей и даровать им жизнь - это желание бескорыстное, объяснимое только чувством любви Бога по отношению к людям.

Однако чтобы действительно получить эту вечную жизнь, человек должен как-то ответить на божественную любовь. Самый доступный для человека ответ - полюбить даже не Бога, Которого он никогда не видел, а людей, которые живут рядом с ним. «Бога никто никогда не видел, - пишет апостол Иоанн. - Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас»[11].

  

Любовь к миру

 

Как же связать с любовью к ближнему слова о том, что, например, нельзя принимать в доме того человека, который не приносит учения Христа[12], или вовсе не любить мир[13]?

Что касается не приносящего Христова учения, речь идет о проповедующих различные ереси. В те времена, когда писал ап. Иоанн, из города в город ходили многие проповедники. Кто-то рассказывал о воскресшем Христе и пересказывал людям Его слова, а кто-то извращал христианское учение и учил совсем другим вещам. Странствующих проповедников принимали в доме, чтобы они, находясь в незнакомом городе, могли где-то жить и проповедовать. Ап. Иоанн, по всей вероятности, говорит о том, чтобы не принимать в городе ложных апостолов и, таким образом, не способствовать распространению ложного учения.

О любви к миру Апостол тоже высказывается определенно: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего»[14].

Не о небе и земле, ни о растениях, животных и людях тут идет речь, а о людских пороках и грехах[15]. Это их не нужно любить, чтобы не уподобиться диаволу.

 

Устами к устам

 

Во посланиях ап. Иоанна бросаются в глаза следующие слова: «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам...»[16].

Давно, когда не было автомобилей и самолетов, и зачастую из города в город апостолы ходили пешком, ап. Иоанн не сетует на трудность путешествия, не оправдывается, что не может прийти, а, напротив, говорит о желании и надежде увидеться с тем, кому пишет.

А вот сегодня многие люди личной встрече предпочитают разговор по телефону, в каком-нибудь чате или «аське». Стоит прислушаться к словам ап. Иоанна Богослова о том, как важна именно личная встреча, когда можно не просто поделиться информацией, но и посмотреть друг другу в глаза, улыбнуться и без слов понять, как это важно, когда есть кто-то, кого любишь ты и кто любит тебя.



[1] 1Кор. 13, 4-5.

[2] 1 Кор.13, 13.

[3] 2Ин. 1, 6.

[4] 1Ин. 4, 16.

[5] 1Ин.3, 8.

[6] А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал (1Ин. 2, 3-6).

[7] Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение вдень суда, потому что поступаем в мире сем, как Он (1Ин, 4:16-17).

[8] 1Ин. 5, 18.

[9] 1Ин. 3, 9.

[10] 1Ин. 4, 9-10.

[11] 1 Ин. 4, 12.

[12] 2 Ин. 1, 10.

[13] 1Ин. 2, 15.

[14] 1Ин. 2, 15-16.

[15] Вот что пишет Феофилакт Болгарский: «Чтобы ты не разумел под миром совокупность неба и земли, апостол объясняет, что такое мир и находящееся в мире. И, во-первых, под миром разумеет порочных людей, которые не имеют в себе любви Отчей. Во-вторых, под находящимся в мире разумеет то, что совершается по похоти плотской, что, действуя чрез чувства, возбуждает похоть».

[16] 2 Ин.1, 12. Похожее: 3Ин. 1, 13-14.