ЖЖ Крыма: Чилтер-Мармара — древний и новый пещерный монастырь

Мы уже начали путешествие по православным святыням Крыма, где борения времён иконоборчества соседствуют с религиозными спорами XXI века. Сегодня мы идём в пещерный монастырь Чилтер-Мармара — древнюю обитель, заново обживаемую иноками.
Грот до вселения монахов

Пещерных монастырей в Крыму довольно много. Самые известные — ныне действующие Успенский Бахчисарайский, близ Чуфут-Кале, и Свято-Климентовский в Инкермане под Севастополем. Рядом с пещерным монастырем в Четвёртом гроте Качи-Кальона тоже возрождён скит св. Анастасии Узорешительницы. В этих обителях мы побывали в прошлом году.

Не во всякий пещерный монастырь Крыма вас приведут экскурсии туристических агентств. Иногда придётся на рассвете сесть в старенький пригородный автобус (можно, конечно, и ближе к обеду — но не забывайте о жарком солнышке), неторопливо проехать между виноградниками и полями, попросить водителя остановиться «у тополей» — перед поворотом к деревне Терновка, чтобы продолжить путь сначала вдоль шоссе, а потом по тропе в зарослях невысоких сосен, кизила, колючего держи-дерева, можжевельника. Летом здесь цветут сначала тысячелистник, ромашки и колокольчики, чуть позже — зверобой и душица, и можно унести с собой букетики, а дома заваривать самый летний на свете травяной чай.

Решётчатая скала

Уже с дороги видны ряды зияющих дыр в нависающей над долиной скале. Это несколько ярусов пещер в монастырском комплексе. Трудно сказать, почему скале дано название «Чилтер-Кая» — «решётчатая скала» — потому ли, что на решётку её сделали похожей входы в рукотворные пещеры, или потому, что она изначально была изрешечена карстовыми провалами и естественными гротами. Мармара — название средневековой деревни, некогда находившейся на склонах ниже монастыря (сейчас от неё не осталось ни следа — только на тропах встречаются черепки от керамических сосудов или осколки черепицы).

Итак, мы поднимаемся. Это сравнительно невысоко и нетрудно. Скоро мы глянем на долину из окон в огромной скале. Археологи насчитали здесь более 50-ти пещер: кельи, трапезную, хозяйственные и подсобные помещения, а также четыре церкви. В древности все они соединялись деревянными лестницами, балкончиками, галереями, напоминавшими ажурную решётку.

Чилтер-Мармара — решётчатая скала

Туристы и паломники

Каждый год мы с друзьями ходим на Чилтер, проходим насквозь по монастырю, поднимаемся на плато и продолжаем путь по просеке в сторону пещерного города Эски-Кермен. Этот маршрут вполне подходит для посильного практически для всех однодневного похода. Что удивительно, каждый год скалы, стоящие здесь тысячелетиями, слегка меняются.

С давних пор мы привыкли, преодолев последний участок подъёма, не затенённый деревьями, запыхавшись и мечтая о холодной воде, взбираться в первую из пещер Чилтера и смеяться над собой: имитируем восторг при виде открывшегося пейзажа, чтобы передохнуть, достаём фотоаппараты, но главное — минералку, спорим о предназначении цистерн-дырок в полу — лишь бы отдышаться.

Мы чувствовали себя туристами. Теперь многие могут почувствовать себя паломниками.

Новый монастырь на старом месте

Традиционно на Чилтере было пусто. Ящерки, бабочки, цветы жабрицы над обрывом. Никаких следов присутствия человека — даже мусора.

В этом году у входа в пещеры прибита аккуратная табличка: «Московская Патриархия. Украинская Православная Церковь. Пещерный мужской монастырь преподобного Саввы Освященного». Первый подъём оборудован лестницей. Появилась не только лестница — поставлена и стена с воротами. В наше посещение ворота были открыты...

Мы входим на карниз, идём вдоль пещер. Традиционно в путеводителях этот ярус называется вторым, однако для нас он первый, потому что мы ни разу не лазили в нижний ярус пещер — только видели их проёмы с тропы.

Ещё недавно здесь были совершенно пустые гроты, сейчас — множество следов отшельнической жизни: в куче кирпича примостился велосипед, лежат фрагменты белых резных орнаментов, колонн и перил. Прямо в первом из больших гротов построена печь — не то недостроенная, не то слегка развалившаяся. Впрочем, чтобы пещера держала тепло, нужно будет закрыть устье стенами, так что, видимо, всё ещё впереди. Это труды монахов и трудников древнего нового монастыря.

Храм прп. Саввы

Та информация, которую удаётся найти в путеводителях и в интернете, не содержит никаких упоминаний о том, кому был посвящён большой храм на втором ярусе. Одни археологи выделяют в пещерном комплексе четыре церкви; другие говорят, что в монастыре был только один храм и одна часовня. Остальные сооружения не сохранили следов Престолов, жертвенников, алтарных преград, поэтому сложно разобрать, где просто хозяйственное помещение, а где храм.

Алтарная апсида храма в 2008 году

Совершенно очевидно, что в восточной части того грота, где ныне храм прп. Саввы Освященного, храм был и раньше. Сохранилась алтарная апсида с основанием для Престола и нишей для жертвенника; вероятно, окно, в которое сейчас виден семисвечник нового действующего храма, получилось в результате обвала скалы, когда нишу для жертвенника высекали в средние века. Теперь этот провал застеклён.

В гроте поставлены уже стены — пока явно временные. Уже зрительно теряются массивные каменные столпы, поддерживающие своды грота. Когда-то западная и южная стены храма, как считают учёные, были сложены из камня. Скорее всего, через несколько лет монахи восстановят утраченное — вряд ли исторически точно, но храм обретёт чёткие границы, а грот будет уже не узнать.

Есть временный иконостас, напоминающий о том древнем, от которого осталось только основание в полу пещеры. Есть и «паникадило» — подвешенная к потолку лампада. Аналои, иконы, столик с записками, ящичек для пожертвований — всё как в обычном храме. Только в западной части оборудована лежанка для местных отшельников.

В прошлом году здесь были только постелены ковры, поставлена пара аналоев и прислонён к восточной стене запрестольный образ Спасителя. Тем летом нас встретил котёнок — но он ничего не мог сказать о насельниках Чилтера. В этом году мы не видели кошек, зато видели несколько мужчин в рабочей одежде, один из которых — с самой роскошной бородой — отворил нам двери храма. Впрочем, он ни о чём нас не спрашивал и ни о чём не рассказывал нам. А через окна в южной — временной — стене храма была видна долина, карниз Чилтера и несколько луковых грядок прямо на скале.

Как всё начиналось

Долгое время в крымоведческой литературе господствовало мнение, что Чилтер, равно как и другие пещерные монастыри, был основан в VII-IX вв. монахами-иконопочитателями, бежавшими в Крым из центральных областей Византии в период господства там иконоборцев. Однажды, встретив монахов на Мангуп-Кале, мы спросили их, давно ли они там живут, поскольку помнили, что за год до того те же пещеры пустовали. Нам ответили: «Давно ли мы тут живём? С VIII века — после иконоборчества».

Однако в результате проведённых исследований выяснилось, что пещерные монастыри в Крыму появляются в более позднее время, не ранее Х-ХI вв., а наивысший расцвет их приходится на период существования княжества Феодоро (вторая половина ХIV — третья четверть ХV вв.). Православное княжество Феодоро связано как раз с тем самым Мангуп-Кале, где теперь тоже живут иноки.

Алтарь храма прп. Саввы в 2009 году

Скорее всего, монастырь на Чилтере начал функционировать с ХII-ХIII вв. Однако можно предполагать, что отдельные отшельники могли поселиться и ранее, облюбовав расположенную здесь карстовую пещеру. Известно, что значительная часть монастырей возникала в уже намоленных местах — в районе бывших келий или захоронений почитаемых подвижников. В ХIV — середине ХV века монастырская жизнь на Чилтере переживает подъём, он расширяется и достигает своих максимальных размеров. Турецкий захват Крыма в 1475 г. привёл к тому, что православные монастыри, в том числе и пещерные, частью были разрушены, а частью пришли в упадок. Возможно, отдельные монахи жили здесь и в ХVI-ХVII в., однако следы их пребывания практически не отмечаются.

А тропа ведёт дальше

Весь Крым покрыт сетью троп, тропок, дорог и просек. С плато над Чилтером мы видим поле цветущих маков, а сами выбираем дальнейший маршрут — на Эски-Кермен или на Шулдан, а может быть, к пещерному монастырю Челтер-Коба, где тоже уже действует храм — св. Феодора Стратилата.

Надеемся, что на этих тропах мы встретим и отшельников, и паломников!

Паникадило в храме прп. Саввы, 2009 год
Средневековый крест в третьем ярусе пещер
Трапезная монастыря, 2009 год
Храм прп. Саввы Освященного, 2009 год
Печь в первом гроте, 2009 год
Западный выход из монастыря, 2009 год
Подготовка к установке каменной резьбы, 2009 год
Окно в алтарь храма прп. Саввы, 2009 год
Храм в 2009 году
Скалы на Чилтере
Крест на плато, 2008 год
Вид в долину

Впервые опубликовано 16 июня 2009 года

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале