Служение и работа. В чем разница?

Из проповеди Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в день памяти святителя Иова: "Церковь может существовать, если люди, призываемые быть ее служителями, не будут наемниками, будут служить Богу, а не себе".


Патриарх Кирилл. Литургия в Успенском Соборе Кремля в день памяти свт. ИоваСегодня мы читали в Евангелии от Иоанна: «Пастырь добрый душу свою полагает за овцы. А наемник иже несть пастырь, емуже не суть овцы своя, видит волка грядуща, и оставляет овцы, и бегает».  

Наемник - это тот, кто живет своей собственной жизнью и эту свою собственную, личную, семейную жизнь, свои интересы, свои увлечения поставляет в центр своего бытия,  а работа, за которую он получает деньги, является лишь средством добывания материальных средств. Вознаграждение  - это главное, то,  ради чего работает человек. Такой человек никогда не будет отдавать жизнь ради этого своего служения. Он испугается опасности, он будет бежать. Все это имеет отношение не только к церковному служению, но в любом другом служении, в том числе и в служении Отечеству, которое требует полной отдачи сил.

Есть работа, а есть служение. Есть работа за вознаграждение, а есть служение,  которое требует отдачи сил. Конечно,  в первую очередь это касается Церкви. Здесь нет работы, здесь есть только служение. И потому священнослужитель несет свое служение вне зависимости от того,  вознаграждается ли достойно его служение или нет, обеспечивает ли это его служение  материальную сторону жизни, или не в полной мере обеспечивает или, может быть, вообще не обеспечивает. Наемничество  - это признак того, что сердце человека, его мысли вне того делания, за которое он получает вознаграждение.

Это имеет отношение не только к материальному вознаграждению, не только к той самой власти, которую он получает. Наемник может убежать в другое место только потому, что пребывание в данном месте сопровождается неким риском. Он побежит в другое место, если там он будет получать лучше и больше, если там он будет окружен большим почетом, если то другое место будет даровать ему больший жизненный комфорт.

Церковь может существовать, если люди, призываемые быть ее служителями,  не будут наемниками, будут служить Богу, а не себе. Кстати, народ всегда чувствует истинного пастыря, сам стремится помогать такому человеку, а от другого шарахается, видя в нем наемника.

Мы живем в такое время, когда не должно быть наемников. Священник несет ответственность не только за свою паству, но и за весь народ, за всю страну. На великом перепутье наше Отечество. И от того, какие духовные силы сейчас соберет народ, от того, какую духовную мощь он будет иметь, будет зависеть его будущее, будет зависеть будущее Отечества нашего.

Наемник может изменить своему призванию и не только из-за страха или из желания иметь больше денег.  Он может изменить своему призванию незримо, внешне как бы продолжая совершать свое дело, а сердцем принадлежать совсем другому. То, что справедливо  в отношении служения Церкви, справедливо и для служения Отечеству. Когда человек поднимается на высокую ступень служения своему народу, когда он входит в круг небольшой, но весьма ответственный за судьбу Отечества,  всякое наемничество недопустимо. В этой ситуации не может быть работы ради денег или только ради  личного успеха или благополучия. Там служение, а значит отдача всех своих сил,  а  значит содержание в центре своего бытия того делания, на которое человек поставлен промыслом Божьим и своими соотечественниками.

Это справедливо также и в отношении военной службы, в отношении всех тех, кто надевает форму и приносит присягу. Почему мы и говорим «военная служба», а не «военная работа». Мы видим, что это жертвенное служение продолжается в нашем народе в то время, когда СМИ навязывают нам совершенно другие ценности. Есть люди, которые принимая присягу, честно служат Отечеству за небольшую зарплату в трудных условиях, мотивируя свое служение не материальными благами, а желанием служить народу.

Не случайно в день памяти святителя Иова мы читали замечательное Евангелие о пастыре добром, который душу свою полагает за овцы, потому что святитель Иов был таким пастырем. Заняв первосвятительскую кафедру, обретя высокое патриаршее достоинство, он был пастырем для пастырей, он был пастырем  для народа, великими светильником земли Русской. Никакого наемничества, никакой личной выгоды, никакой личной заинтересованности, а жизнь, отданная Церкви и народу. Это отобразилось в том, что святитель Иов был причислен к лику святых, и мы прославляем его как пастыря доброго.

И сегодня мы молим его о  Церкви, об архипастырях, пастырях, дабы они уподоблялись святителю Иову в своем служении. Мы молимся сегодня о властях наших и  о воинстве нашем, дабы среди них не было наемников, но были труженики, в каком-то смысле тоже пастыри, потому что и они призваны вести наш народ. Дай Бог, чтобы народ шел и за этими пастырями в правильную сторону, дабы путь сей был путем спасении, но не гибели.

Если мы будем крепко молиться за всех, кому Господь вручил бразды светской и церковной власти, то, надеемся, что по этим молитвам Господь будет совершать великое преобразование человеческих умов и сердец.  И, может быть,  даже в умах и сердцах тех,  кто вступал на путь такового служения  с мыслями обрести материальные блага, успех,  силой молитвы произойдет преобразование,  и наемники станут пастырями.  

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале