О круговой поруке. Зачем нужно спасать хомяка обыкновенного

В конце февраля правительство Москвы подарило нам новый список редких представителей флоры и фауны. Знаменитая Красная книга, которую я часами могла рассматривать в детстве, пополнилась 80 видами животных и растений.

 

Текст: Мария Строганова

***

В новой редакции оказались: 16 млекопитающих, 65 видов птиц, 12 видов рыб, около 150 видов растений и почти 200 — беспозвоночных, а также 17 видов грибов, 21 вид лишайника и 10 видов водорослей. Среди них — ёж обыкновенный, зайцы беляк и русый, лесная мышовка, ушастая сова, перепел, речной сверчок и сапсан. Тот самый сапсан — хищная птица из семейства соколиных — в честь которого назван скоростной поезд.

Что ж, проблема вымирания весьма насущна. Сейчас на грани исчезновения находятся почти 20 тысяч видов животных и растений — треть всех существующих на Земле. По данным исследования, проведённого в рамках проекта Millennium Ecosystem Assessment, в настоящее время вымирание видов животных происходит от 100 до 1000 раз быстрее темпа, соответствующего нормальному процессу эволюции. Земля вступила в очередной период вымирания биосферы, в результате которого исчезнут тысячи видов, заявил президент Международного союза охраны природы (IUCN) Ашок Хосла.

«Мы наблюдаем шестое массовое вымирание, которое происходит на планете Земле с момента возникновения на ней жизни. Предыдущее — пятое — привело к исчезновению динозавров», — сообщил Хосла на встрече с журналистами в Москве. Часть оптимистично настроенных учёных считает, что процесс еще не прошёл «точку невозврата» и спасти большинство видов всё ещё можно. Если виды млекопитающих, которые сегодня официально отнесены к трём группам риска по классификации Международного союза охраны природы (IUCN) — «в критической опасности», «в опасности» и «в уязвимом положении» — вымрут, а скорость вымирания останется прежней, шестое массовое вымирание наступит через 3-22 века. Очень оптимистично.

«Чёрный список» вымерших видов региона, страны или мира публикуется на первых страницах соответствующих Красных книг регионального, национального или международного статуса.

Конечно, основная причина — человеческий фактор. Сжигаются и вырубаются леса  (ежедневно около 50 га), сельхозугодия превращаются в пустыню и разрушаются оврагами (каждые сутки порядка 20 тысяч га), в атмосферу выбрасываются тонны углекислого газа (каждые сутки до 60 миллионов тонн) и проч., и проч. Многие виды животных, начиная от рептилий и птиц и заканчивая крупными млекопитающими, вымирают из-за климатических изменений, болезней, лишения мест обитания и борьбы за ресурсы.

Американский романист Фенимор Купер, создавший знаменитого Чингачгука, в своем романе «Пионеры» 1823 года запечатлел как раз тот самый «человеческий фактор» — истребление птицы из семейства голубиных — странствующего голубя.

«Если небо кишело голубями, то и деревня кишела мужчинами, женщинами и детьми. Всевозможное огнестрельное оружие виднелось в их руках, от французской канардьеры, с дулом почти в два метра длиною, до обыкновенного пистолета, а многие из детей вооружились самодельными луками <…> Выстрелы раздавались все чаще один за другим, по мере того, как появлялись новые стаи голубей. Стрела, пущенная наудачу, находила свою жертву в стае, и так многочисленны были птицы, так низко они летели, что люди, взобравшиеся повыше по склону горы, убивали их длинными шестами <...> Никто не подбирал убитых птиц, которыми уже почти сплошь было покрыто поле <…>  — Охота! — воскликнул шериф. — Знатная охота! Мы набили их несколько тысяч, и всякая старуха в деревне может печь пироги с голубями, если потрудится нагнуться». 

Голуби уничтожали посевы — люди уничтожали голубей. К тому же голубиное мясо было деликатесом. Устраивались даже соревнования по стрельбе по голубям, а ближе к концу XIX века стали использовать и пулемёты. Но странствующий голубь — птица, которая может размножаться только в группах. Как итог — последний странствующий голубь, по имени Марта, умер в зоопарке в 1914 году.

«Чёрный список» — это список тех видов, которые вымерли, начиная с 1600 года. 1600 год появился неслучайно. Именно с этого времени мы имеем дело с описаниями, которые можно назвать научными или близкими к научным. Существование этих видов было зафиксировано в памятниках культуры. Есть сведения о наблюдении этих животных естествоиспытателями или путешественниками.

Например, дронт. Это птица, которая обитала на острове Маврикий, открытом португальцами в начале XVI века. Первое животное, с которым они столкнулись, самое крупное на этих островах — был именно дронт. Вес дронта достигал 20 килограммов, он был величиной с гуся и не летал. К концу XVIII века все виды дронтов были полностью истреблены человеком и завезёнными им животными.

В литературе дронта увековечил другой писатель, на этот раз англичанин — Льюис Кэрролл. Птица Додо — один из персонажей «Алисы в стране чудес». Кэрролл, а вернее Чарльз Латуидж Доджсон слегка заикался, за что получил прозвище «Додо». Вот, в виде исчезнувшей птицы и явился писатель в сказке: 

«С меня так и льет, — ответила Алиса печально. — Я и не думаю сохнуть!

— В таком случае, — провозгласил Додо, — я предлагаю принять резолюцию о немедленном роспуске собрания с целью принятия самых экстренных мер для скорейшего...

— Говорите по-человечески, — сказал Орленок Эд. — Я и половины этих слов не знаю! Да и  сами вы, по-моему, их не понимаете.

И Орленок отвернулся, чтобы скрыть улыбку. Птицы тихо захихикали.

— Я хотел сказать, — обиженно  проговорил Додо, — что нужно устроить бег по кругу. Тогда мы вмиг высохнем!»

Именно благодаря этой книге дронт стал широко известен в Европе, а ведь ещё в начале XIX века многие полагали, что существование этой птицы — миф.

Благодаря другому англичанину Джеральду Дарреллу дронт стал символом уничтожения видов. Джерсийский трест охраны диких животных, основанный знаменитым натуралистом и концентрирующийся на спасении вымирающих видов, избрал дронта своей эмблемой. Джеральд Даррелл стал первым человеком, превратившим зоопарк в институт разведения редких видов животных. В его книгах описываются экспедиции для сбора животных сначала для собственного зоопарка, а затем для собственного фонда охраны дикой природы. В романе «Золотые крыланы и розовые голуби», например, храбрые натуралисты отлавливают оказавшегося на гране исчезновения розового голубя:

«Голубь спокойно лежал на моих ладонях и не думал вырываться, только помаргивал, как бы слегка удивленный необычным приключением. Окраска его даже при искусственном освещении была великолепна: крылья и спинка светло-шоколадные, гузка и хвост ржаво-красные, широкая  грудь, шея и голова светлосерые с цикламеновым отливом. Удивительно красивая птица. Рассматривая ее вблизи, осязая пальцами шелковистое оперение, улавливая ровное дыхание и трепетное биение сердца, я вдруг  ощутил  глубокую  печаль. Передо мной была одна из тридцати трех особей погибающего вида, который, подобно жертвам  кораблекрушения,   влачил зыбкое существование  на криптомериевом плоту. Вот так же в свое время крохотная группа дронтов, последних представителей безобидного неуклюжего рода, истребляемого свиньями, собаками, кошками, обезьянами и человеком, встретила свой смертный час и сгинула навеки, потому что некому было подумать об этих птицах и поместить их в надежно охраняемый питомник».

Благодаря Фонду Даррелла, от полного исчезновения был спасён не только розовый голубь, но и: маврикийская пустельга, обезьяны золотистая львиная игрунка и мармозетка, австралийская лягушка корробори, лучистая черепаха с Мадагаскара и многие другие виды.

Для восстановления численности исчезающего вида требуется как минимум несколько пар неродственных особей, условия содержания и пища, подобранные для каждого вида индивидуально. Зоопарки, заповедники… Все это, конечно, делается, но видимо недостаточно быстро.

Впрочем, возвращаясь к изменениям в Красной книге, мы наблюдаем все же некий баланс: часть живых существ, несмотря на общие печальные прогнозы, теперь вне опасности. Так, из Красной книги исключены: три вида млекопитающих, 17 видов птиц, один вид рыбы, один — гриба, 20 — насекомых и шесть — растений. В частности, зелёный дятел, чёрный коршун, зелёный кузнечик, рыба «чехонь» и гриб «мутинус собачий». Я даже названий таких не знаю, а оказывается все они — вне опасности вымирания. И еще хомяк. Хомяк обыкновенный (лат. Cricetus cricetus) тоже исключён.

В общем, каковы итоги? Пересматриваем фильмы-катастрофы и готовимся? Или «точка невозврата» еще не пройдена? Будем ходить осторожно, Земля у нас одна на всех, куда не кинь — это круговая порука, друзья.

 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале