ЖЖ Крыма: Нижняя Ореанда

В санатории «Нижняя Ореанда» отдыхают украинские власть имущие, и даже к пляжу ведёт лифт. Не знаю, часто ли они переходят дорогу: напротив проходной санатория стоит один из знаменитых храмов Крыма — церковь Покрова Божией Матери.

Добраться сюда можно пешком от Ливадийского дворца (а туда — на маршрутке от Ялты или пешком от поворота «на Ливадийскую больницу» с Ялтинской трассы) — по Царской тропе (с советских времён она называется «Солнечной», хотя скрыта от солнцепёка под смыкающимися кронами деревьев). Сначала тропа приведёт вас к белоснежной беседке-ротонде — этот ориентир невозможно не заметить. Когда-то сюда вела лестница в 204 ступени, но сейчас вы едва ли найдёте их остатки.

Фото: www.hram-izmaylovo.ru 

Таинственное слово «Ореанда»

В звучном слове «Ореанда» есть что-то таинственное: до сих пор его не удалось перевести ни на один из ныне существующих языков. Может, тот народ, который дал этой местности такое имя, давно исчез с лица земли.

В дороге тоже есть что-то таинственное: сейчас она кажется мне простой, но мы на каждом повороте звонили знакомым и переспрашивали, направо нам нужно или налево. Так что не заблудитесь.

Ореанда отличается от своей соседки Ливадии скалистыми пейзажами: у самого моря высится Мачтовая скала, немного правее беседки — Крестовая, а над ними гордо подняли свои головы горы Ай-Никола, Белоголовая и дикий утёс Хачла-Каясы. Отвесные скалы, глубокие овраги, лазурное море создали неповторимую красоту этих мест.

Здесь мечтал поселиться и жить частной жизнью император Александр I. Николай I подарил имение в Ореанде своей супруге Александре Фёдоровне, и было решено построить здесь дворец для летнего отдыха. Императрица воздвигла на скале, которую татары называли Урьянда, деревянный крест. После революции крест, тогда уже чугунный, был уничтожен, но новое название скалы — Крестовая — осталось. Здесь построили великолепный двухэтажный дворец, устроили множество фонтанов, каскадов, пруд с лебедями. А вот храма тогда не было — хотя теперь ясно, что предыстория его уже началась.

Храм, приличный памяти императрицы

После смерти императрицы имение перешло к Великому князю Константину Николаевичу, а в августе 1881 года в жаркий летний воздух поднялись клубы дыма: дворец горел. Восстановить его после пожара Великий князь не чувствовал себя в состоянии. «Пусть же из остатков его созиждется храм Божий. Мне кажется эта мысль очень прилична и достойна памяти матушки», — писал он. 

Крест на куполе храма. Фото автора
 
1 ноября 1884 года сняли первый камень со стен сгоревшего дворца для сооружения храма. На праздник Покрова Божией Матери в 1885 году храм был уже освящён. Великий князь оставил очерк об освящении храма с подробным описанием этого чина: «Не знаю, случалось ли тебе когда-нибудь присутствовать при освящении церкви. Это одна из самых великолепных и торжественных церемоний, какие существуют», — отзыв благоговейного мирянина, после которого тоже хочется не пропустить великое освящение какого-нибудь храма. 

Храм очень подходил по стилю к скалистым пейзажам Ореанды. «Я должен сознаться, — писал Константин Николаевич, — что церковь вполне меня восхищает изяществом и пропорциональностью всех своих форм, всего своего ансамбля. Стиль выдержан превосходно, и она даёт впечатление, можно сказать, архаическое — своей изящной и благородной простотой».

Храм св. Иоанна Кронштадтского и прпмц. Елисаветы

Осенью 1894 года в храме в Нижней Ореанде служил св. прав. Иоанн Кронштадтский. Служил он неоднократно, а после богослужения в полном облачении с Чашей со Святыми Дарами однажды отправился в Ливадийский дворец к больному императору Александру III. Даже интересно, был ли уже тогда в Ливадийском дворце домовый храм — по крайней мере, сейчас есть. А представьте себе священника, идущего по царской — но всё же тропе, с Чашей и в облачении, сегодня — например, к болеющему депутату или даже Президенту в санаторий. Конечно, тогда уже было понятно, что Иоанн Кронштадтский — не вполне обычный священник; но сколько всего, что потом оказывается поступком святого, произойди оно на наших глазах, показалось бы нам в лучшем случае эпатажем...

В 1908 году здесь говела и причащалась Великая княгиня, будущая преподобномученица Елисавета Феодоровна.

Во время летнего отдыха на Южнобережье в Покровскую церковь неоднократно приходила молиться вся августейшая фамилия.

Сегодня перед западным входом в храм стоит бюст св. праведного Иоанна Кронштадтского, а святая Елисавета пребывает здесь своей иконой с частицей мощей.

Былое великолепие

Храм получился небольшим, крестообразной формы, с одним куполом. Северную, западную и южную стороны храма обрамляет арочная галерея. У храма не было колокольни, для этого использовали растущий рядом дуб. На этой своеобразной звоннице была устроена площадка, где было пять колоколов.

Покровская церковь отличалась богатым убранством. Жёлто-оранжевые оконные стекла наполняли храм мягким солнечным светом. Резной иконостас сделали из ореха, дуба, кипариса и можжевельника, но со временем его предполагали заменить мраморным.

Огромная заслуга Великого князя состоит в том, что он вновь возродил в России забытое искусство мозаики. Когда-то ею украшали лучшие киевские храмы, среди которых — храм Софии; мозаика, в отличие от живописи, сохраняла краски яркими и насыщенными даже по прошествии сотен лет. После освящения Покровского храма в Ореанде туда привезли мозаичные иконы работы Антонио Сальвиатти, итальянского мастера того времени.

Благовест ко всенощной. Фото автора

К сожалению, большинство этих мозаик не сохранились до наших дней. Почти полностью уничтожен образ Покрова Богородицы и ещё девять икон. Чудом уцелели изображение Спасителя, восьми апостолов, восьми ангелов, четырёх евангелистов, расположенных в куполе и парусах храма, византийский орнамент и два панно «Рождество» и «Воскресение Христово», украшающие западную стену.

Чеховская скамейка

Неподалеку от храма над склоном вам покажут «Чеховскую скамейку». Если встать до рассвета, то с этого места вы увидите, как солнце встаёт из моря, а справа в тумане будет скрываться Ялта, и облака будут цепляться за вершины гор. А ещё со стороны скамейки иногда будут появляться группы туристов (но там нет подъёма от моря: значит, вы просто не заметили их, когда они шли мимо храма в ту сторону) — или же они будут исчезать в том же направлении.

Скамейка же называется «чеховской» неспроста.

Восстановление икон. 2004 год. Фото: www.krim.biz.ua

Храм в Ореанде посещал А. П. Чехов. Герои его рассказа «Дама с собачкой» — Гуров и Анна Сергеевна — здесь размышляли о вечности и о жизни. «В Ореанде сидели на скамье, недалеко от церкви, смотрели вниз на море и молчали. Ялта была едва видна сквозь утренний туман, на вершинах гор неподвижно стояли белые облака. Листва не шевелилась на деревьях, кричали цикады, и однообразный, глухой шум моря, доносившийся снизу, говорил о покое, о вечном сне, какой ожидает нас. Так шумело внизу, когда ещё тут не было ни Ялты, ни Ореанды, теперь шумит и будет шуметь так же равнодушно и глухо, когда нас не будет. И в этом постоянстве, в полном равнодушии к жизни и смерти каждого из нас кроется, быть может, залог нашего вечного спасения, непрерывного движения жизни на земле, непрерывного совершенства». 

Музей, мастерские, склад

После революции храм пережил немало трудных дней и едва не погиб. Церковь закрыли в 1924 году и передали в ведение ОХРИС (комитета по делам музеев и охраны памятников искусства, старины, народного быта и природы), а затем Управлению Ливадийским дворцом. На замечательные мозаичные фрески приходили посмотреть экскурсанты, вход стоил всего 10 копеек.

В 1927 году здание пострадало от землетрясения, в алтарной части образовалась трещина, но, конечно же, его никто не ремонтировал. С церкви пытались сбросить крест, но не смогли его сорвать — он сломался у основания. Часть этого креста ныне хранится в храме как драгоценная реликвия.

Раскрытые двери храма перед всенощной. Фото автора

После войны в Ореанде начинается строительство санатория, один за другим возводятся новые корпуса. Очевидно, маленькая церквушка, по мнению архитекторов, не вписывалась в современный облик Ореанды. Поэтому в начале 60-х годов её решили снести. Храм, с такой любовью когда-то построенный и украшенный, был на волосок от гибели. Вступились краеведы, люди, не равнодушные к своей земле и её истории. Они добились того, что храм Покрова Пресвятой Богородицы был признан памятником архитектуры. Более 30-ти лет здесь хранили ядохимикаты, а в церковном дворе размещалась автобаза. Успел храм побывать и овощным хранилищем. 

Морской ветер и дым кадильный

Сегодня, подходя к храму перед богослужением, поражаешься: в храме столько открытых дверей, что он прозрачен, как крытая галерея. На богослужении кажется, что ты стоишь на затенённой улице, и ветер доносит аромат моря, который смешивается с ладаном при каждении. Справа видны кипарисы, кусочек моря, горы над Ялтой; слева — деревья... Только в тишине Ореанды можно служить так: в любом городе за шумом машин и голосами не было бы слышно молитвы.

Храм был возвращен Церкви в 1992 году; тогда впервые за 68 лет там совершалась Литургия. В 2001 году построили новую звонницу (у храма и сейчас растёт дуб, но служить колокольней ему уже не по силам), а в 2002 году впервые раздались и звоны колокола весом 603 килограмма. В 2003 году на купол храма вознёсся ажурный крест. Протоиерей Николай Доненко, который служит в храме, — автор множества книг о новомучениках и исповедниках российских, публицист, церковный историк.

Собственно, кроме пейзажа, каких много на Южном берегу Крыма (хотя каждый неповторим) и храма, нет больше в Нижней Ореанде ничего интересного. Только вот непостижимый диалог древнего ландшафта с возрождённым храмом стоит того, чтобы прислушаться. Может, нет смысла туда ехать не на богослужение, но многое можно приобрести, побывав на всенощной и Литургии в этом укромном уголке.

Паперть храма
Внутреннее убранство храма. Фото: www.krim.biz.ua
Мозаика в куполе храма
Алтарное окно и звонница храма
Предрассветная Ялта, вид от Чеховской скамейки

Впервые опубликовано 28 июля 2009 года

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале