Госдума смягчила проект реформы Академии наук

Госдума утвердила отредактированный вариант закона о реформе РАН. Уступив учёным в нескольких пунктах, власть не отказалась от главного: имуществом институтов будет заведовать правительственное агентство.
18 сентября 2013 года Госдума большинством голосов приняла в окончательном виде закон о реформе системы государственных академий наук, сообщает РИА Новости. Несмотря на высказывавшиеся опасения ученых о превращении РАН в результате перемен в «клуб ученых по интересам», научный дух в академии сохраняется: она будет проводить фундаментальные и поисковые исследования, а также формировать научное задание для институтов и распределять бюджетные средства для них. В структуре РАН сохраняются в качестве юридических лиц её региональные отделения, а также научные центры.

Сняты и тревоги учёных академии о фактическом переподчинении их Министерству образования и науки РФ: директора научно-исследовательских институтов, передаваемых в ведение будущего агентства по управлению имуществом РАН, планируется выбирать коллективами институтов из числа кандидатур, согласованных с президиумом академии. Вдобавок курировать агентство будет не Минобрнауки, а непосредственно правительство.

И во втором, и в последовавшем сразу за ним третьем чтении результат голосования был одинаков: при необходимых 226 голосах «за» проголосовал 331 депутат, против — 107, воздержался — 1 человек. Совет Федерации может рассмотреть законопроект 25 сентября, сообщил первый зампредседателя комитета СФ по науке, образованию, культуре и информполитике Виктор Косоуров.

Вместе с тем, точку в принятии механизма реформы ставить всё же рано: вполне возможно, что этот документ в будущем ждёт не одна юридическая правка.

Минобрнауки объявило о масштабной реформе РАН в конце июня 2013 года. Законопроект был рассмотрен Госдумой в первом и втором чтении в самом конце предыдущей весенней сессии. «Законопроект, который был нам внесён в первом чтении, не выдерживал никакой критики. Мы тогда обещали его «разминировать», и мы это сделали», — сказал глава комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов, выступая в Госдуме по итогам голосования.

Он добавил: «Затем закон был возвращен во второе чтение — не потому, что он провалился, а потому, что об этом просила академия наук и была в этой просьбе поддержана президентом РФ. Мы реализовали в этом законе все те предложения, которые внесла академия президенту. Мы обещали этот закон улучшить, и он улучшен по многим параметрам».

В первоначальном варианте законопроект предполагал ликвидацию Российской академии наук, а также академий медицинских и сельскохозяйственных наук, теперь речь идёт о присоединении РАМН и РАСХН к «большой» академии.

Принятый документ также определяет, что в числе основных задач РАН будет проведение фундаментальных и поисковых научных исследований, финансируемых за счёт средств бюджета, участие в разработке и согласовании программы фундаментальных научных исследований в РФ на долгосрочный период.

РАН будет федеральным государственным бюджетным учреждением, академия будет формировать научные задания для институтов и распределять бюджетные средства на проведение исследований.

Госдума также определила, что научные институты, находящиеся в ведении РАН, РАМН и РАСХН, передаются в ведение федерального агентства по управлению имуществом РАН. В своём постановлении о принятии законопроекта Госдума рекомендовала правительству утвердить положение об агентстве в течение трёх месяцев после вступления в силу закона о реформе РАН.

Функции учредителя институтов агентство будет осуществлять в порядке, установленном правительством РФ. Но это переподчинение агентству не касается трёх региональных отделений Российской академии наук — Дальневосточного, Сибирского и Уральского.

Согласно поправкам, государственные задания на проведение фундаментальных и поисковых научных исследований научными институтами, созданными в форме бюджетных и автономных учреждений, будут утверждаться агентством по имуществу с учётом предложений РАН. Речь идет о тех институтах, которые будут переданы в ведение федерального агентства.

Госдума также одобрила поправку, согласно которой руководители НИИ, переданных в ведение агентства по управлению имуществом РАН, избираются коллективом научной организации из числа кандидатур, согласованных с президиумом РАН и одобренных комиссией по кадровым вопросам Совета при президенте РФ по науке и образованию, с их последующим утверждением этим агентством. При этом порядок и сроки согласования и утверждения руководителей НИИ будут устанавливаться правительством РФ.

Сохранится норма о том, что предельное количество членов РАН утверждает правительство РФ по предложению академии.

Курировать новое агентство по управлению научным имуществом будет правительство, а не Министерство образования и науки.

Региональные отделения академии сохраняют статус юридических лиц и остаются отдельными организациями со своими институтами. За РАН сохраняются её региональные научные центры.

Дума приняла норму, которая ограничивает вмешательство госвласти в научную деятельность академии. «Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, иные государственные органы и их должностные лица не вправе вмешиваться в научную (научно-исследовательскую) деятельность РАН, принимать решения, препятствующие осуществлению задач и функций РАН», — говорится в поправке, вошедшей в законопроект.

При этом действующий глава РАН Владимир Фортов сохранит полномочия в течение трёх лет после первого общего собрания реформированной РАН. Фортов был избран главой РАН в мае текущего года, затем его утвердил в этой должности президент страны. Сохраняется норма о том, что глава РАН может избираться на два срока по пять лет.

Первое общее собрание обновленной РАН должно будет пройти не позднее чем через полгода после вступления в силу закона о реформе академии.

Президент РАН Владимир Фортов рассчитывает на предстоящее обсуждение законопроекта в Совете Федерации и на решение президента РФ, которые могут изменить судьбу этого документа. «Я не хотел бы сейчас давать оценки (принятому Госдумой закону), поскольку процесс законодательный ещё не кончился, поскольку будут ещё обсуждения в Совете Федерации, затем у президента Российской Федерации. Поэтому любые мои высказывания могут быть восприняты как попытка влиять на решения законодательной власти», — сказал Фортов. Он добавил, что ранее уже высказывался о своем отношении к законопроекту.

По мнению Фортова, если закон будет одобрен Советом Федерации и подписан президентом, академии ничего не останется, как его выполнить. «Сейчас вся сила этого процесса перешла к законодателю, и законодатель вправе принимать те решения, которые считает необходимым», — сказал президент РАН.

Вице-президент академии Лев Зелёный выступает против передачи управления научными институтами в руки чиновников. По его словам, Госдума отвергла предложенный академией компромиссный вариант. Главной из предложенных учёными поправок было сохранение за академией управления наукой в институтах. «Мы уже не возражали против агентства для управления имуществом. Прецеденты есть, хороший пример здесь — Большой театр. А (чтобы) научные вопросы, назначение директоров, формирование планов исследовательской деятельности оставалось за академией. Хороший принцип двух ключей», — сказал учёный, добавив, что всё же надеется, что принятый Госдумой закон не будет утверждён окончательно.

Академик Владимир Захаров, заведующий сектором математической физики Физического института имени П.Н. Лебедева (ФИАН) и один из самых высокоцитируемых российских учёных опасается, что реформа госакадемий может привести к тому, что академической наукой начнут управлять люди, не способные найти общий язык с учёными. «Среди академиков есть люди, которые своей целью поставили не науку, а личное обогащение — таких немного, но они, по крайней мере, понимают, что такое наука. Но как говорить с человеком, который просто не понимает учёных», — сказал академик. Он добавил, что опасается, что среди людей, которые придут к руководству наукой, будут те, кто станет поддерживать лженаучные исследования.

Недостатки документа отметил и заместитель председателя Сибирского отделения РАН Николай Похиленко. «В строке расходов там нет денег на содержание институтов. Институты-то остаются в ведении региональных отделений, но денег-то нет у региональных отделений. Будет агентство этим распоряжаться», — сказал Похиленко, пояснив, что исключение, сделанное для отделений, бессмысленно, поскольку, сохранив собственность, они не сохраняют бюджетов.

По его словам, такой подход означает резкое сокращение финансирования программ, действующих в рамках отделений, что сделает невозможными закупку оборудования, строительство жилья для учёных и другие аспекты деятельности. «Представьте, это всё равно, что вам дали возможность сходить в ресторан, но денег не дали. Возможность у вас есть, но денег нет», — резюмировал Похиленко.

В Госдуме не отрицают, что законопроект нельзя назвать совершенным. Но этот документ можно улучшать, а пока настало время работать учёным, считает Вячеслав Никонов. «Конечно, есть разногласия, которые невозможно разрешить в рамках действующего российского законодательства. Есть разногласия, которые невозможно разрешить вообще», — сказал Никонов с парламентской трибуны. Однако, подчеркнул парламентарий, «сейчас очевидно, что закон готов».

«Академии наук и всем, кто участвует в этом процессе, пора приступать к работе. Всё может быть урегулировано указом президента на создание агентства, который сейчас готовится, постановлением правительства. А если надо, то Государственная дума вернется к вопросу об академии и поправит законодательно. Пора работать», — заключил депутат.



Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале