Чтобы получить права, водитель должен будет знать физику и социологию

Министерство образования и науки разработало новые программы обучения водителей, предусмотренные реформой образования будущих автомобилистов. Система обучения претерпела кардинальные изменения: теперь граждане должны будут получить глубокие познания в области физики, психологии и социологии.
Опубликован 766-страничный проект приказа Минобрнауки, утверждающий «примерные программы профессионального обучения водителей», сообщает «Коммерсант». Разработаны они для запуска масштабной реформы обучения граждан, желающих получить одну из 16 новых категорий прав (в частности, для владельцев скутеров), которые введены с 1 ноября. Проект должен пройти общественное обсуждение, после чего поступит в Министерство юстиции.

Документ меняет общий принцип обучения: все водители независимо от категории сначала проходят первый этап обучения — базовый цикл знаний и навыков, куда включены знания ПДД, основ законодательства, основ управления транспортным средством и перевозок пассажиров, а также «психофизиологические основы деятельности водителя». Второй цикл — это спецзнания, необходимые для получения конкретной категории прав. Третий блок предназначен для профессионалов, которые занимаются пассажиро- и грузоперевозками. Таким образом, чтобы открыть новую категорию, не нужно будет тратить время на пересдачу теории (сейчас, к примеру, обладателю прав категории B необходима переэкзаменовка по знаниям ПДД для получения категории А). Но если гражданин придёт в автошколу «с нуля», то продолжительность курса обучения составит около 212 часов (вместо нынешних 106 для категории B). Скорее всего, это приведет к удорожанию обучения.

Наибольший интерес представляет базовый цикл. Фактически будущий водитель должен быть одновременно физиком, психологом и социологом. Изучая основы управления транспортным средством, ученик освоит такие темы, как «Гидроскольжение и аквапланирование шины», «Силы и моменты, действующие на транспортное средство при торможении и при криволинейном движении».

В рамках курса «Психофизиологические основы деятельности водителя» студенты изучат «склонность к рискованному поведению на дороге», «влияние рекламы, прессы и киноиндустрии на поведение», а также «причины агрессии и враждебности у водителей».

«Мы взяли немецкий подход: человек должен понимать, что с ним происходит, почему он раздражен, почему другие водители раздражены и как избежать конфликтов», — пояснила соавтор программ президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева.



Курс первой помощи, напротив, будет сокращён: вместо 24 часов обучения останется 16. «Водитель должен уметь лишь оказать базовую доврачебную помощь в случае ДТП, чтобы пострадавший не умер до приезда скорой», — сказала Шутылева.

Расширился и список тем по устройству и обслуживанию машины. Граждане изучат «порядок работы с бортовым компьютером и навигационной системой», а также устройство двигателей внутреннего сгорания, электродвигателей и «комбинированных двигательных установок». Нужно будет знать, чем отличаются друг от друга гидромеханические и бесступенчатые автоматические коробки передач, что такое октановое и цетановое число топлива. Отдельная тема посвящена электронным ассистентам: системе курсовой устойчивости, антиблокировочной системе тормозов, антипробуксовочной системе.

Кроме того, разработана программа обучения для категории М, рассчитанная на подростков, которые до сих пор ездили на скутерах и мопедах без прав. Помимо базового курса кандидаты будут изучать принцип работы двухтактного двигателя, бесступенчатой коробки передач, а также принцип работы кикстартера. Граждане должны уметь проверять уровень эксплуатационных жидкостей, менять колеса и аккумулятор. Обучаясь вождению, ученики будут изучать темы «Устойчивость мопеда», «Влияние гироскопического момента на движение мопеда в повороте», а также «Занос и снос мопеда, причины их возникновения».



Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале