Американец из Сибири поит кофе всю страну

Американец Кристофер Майкл Тара-Браун оказался в России проездом в 1990-х и основал в Новосибирске компанию Traveler’s Coffee. В 2000 году он открыл эспрессо-бар, ещё через два года — стационарную кофейню. Сегодня у него 20 собственных кофеен и 56 работающих по франшизе, часть которых в Украине, Казахстане, Азербайджане и Китае.
Ещё недавно казалось, что все копируют Москву, Петербург и Киев, а в конечном счёте мечтают сюда перебраться, — теперь очевидно, что позитивная энергия накапливается в других местах, а их опыта порой не хватает столицам.

В 1994 году Кристофер Майкл Тара-Браун приехал в Новосибирск по делам, сообщает The Village. Здесь он познакомился с будущей женой Светланой и через год женился на ней. И тогда же задумался об ответственности: жить между США и Сибирью — дело не из дешёвых. Изначально плана делать здесь бизнес, а тем более связанный с кофе, у американца не было. Идея родилась случайно, когда в одном из новосибирских ресторанов Кристоферу и его другу налили «ужаснейший кофе из эспрессо-машины».

Свой первый бизнес-план, а вернее, его шаблон, Крис и Светлана скачали в интернете. Большого опыта в бизнесе до этого ни у одного из них не было. В Америке Кристофер продюсировал начинающие рок-группы и занимался установкой аудио- и видеоаппаратуры. Переехав в Новосибирск, сначала работал преподавателем английского в языковой школе, а после чуть больше года служил менеджером сети фастфуд-кафе New York Pizza у единственного на тот момент сибирского бизнесмена из Америки Эрика Шогрена.

Написав бизнес-план эспрессо-бара в 1997 году, пара начала поиск инвесторов в России и США, но время оказалось не самым подходящим. «Была надежда на американских инвесторов, поэтому мы поехали в Америку. Но вы представляете, 1997-й год — естественно, доверия к России не было никакого. Параллельно с поиском инвестиций мы изучали кофейный рынок, ездили по разным кофейням и обжарочным цехам Калифорнии, побывали во многих городах на западном побережье, в том числе и Сиэтле. Прошло восемь месяцев. Мы так и не нашли инвесторов, вернулись в Россию и решили делать что-то другое. Хотя я была уверена, что всё сложится хорошо», — рассказывает Светлана.


Кристофер Майкл Тара-Браун

Первая кофейня Traveler’s могла бы открыться в Кемерово, куда Кристофер отправился на переговоры с потенциальным инвестором. Но грянул экономический кризис 1998 года. Через год Крис и Светлана нашли инвестора за рубежом и в феврале 2000 года открыли эспрессо-бар в Новосибирске.

Из-за отсутствия инвестиций пришлось начать с эспрессо-бара в кафе New York Pizza в центре города. Не в отдельном помещении, но уже под вывеской Traveler’s Coffee. Так Тара-Браун и его бывший работодатель Шогрен становятся партнёрами. Сначала, разумеется, никакого собственного обжарочного цеха у компании не было, но уже тогда работали на speсialty coffee (кофе из отборных зёрен арабики, выращенной на высокогорных экологических плантациях) — такого качества сибиряки ещё не пробовали. Обжаренное кофейное зерно закупали через Taylor Maid Farms Coffee в Америке. В 2001 году Кристофер запускает ещё два эспрессо-бара при пиццериях.

Полноценная кофейня Traveler’s Coffee, хоть и маленькая по площади, появилась в Новосибирске только в 2002 году. Тогда Тара-Брауны уже расстались с Шогреном и запустили свой собственный обжарочный цех в посёлке Кольцово. «У нас было супермаленькое первое рабочее место, но на лето мы сделали террасу, увеличив пространство. Людей стало в пять, в десять раз больше, чем могла вместить маленькая кофейня, и ближе к осени встал вопрос, куда переводить сотрудников, чтобы их не потерять», — вспоминает Светлана. Ей и Крису повезло: собственники помещения отдали им в распоряжение второй этаж. После этого роста «вверх» вторая полноценная кофейня Traveler’s Coffee открылась только в 2004 году — сеть в эти годы развивалась стабильно, но медленно, хотя была открыта первая иногородняя кофейня в Красноярске.

То, что у сети будет собственный обжарочный цех и в целом производство кофе качества speciality, Кристофер Тара-Браун понимал с момента задумки бизнеса. С самого начала, ещё в кофейнях при пиццериях, в «Тревелерс» готовили из привезённого из Америки уже обжаренного зерна. Продлилось это недолго. Когда пришло время запускать собственный обжарочный цех, встал вопрос, кто займётся обжаркой. Отлаживать работу обжарочного цеха, обучать сибирских обжарщиков и устанавливать оборудование в первое время приезжали американцы, а именно Марк Инман из Taylor Maid Farms Coffee, в настоящий момент кофе-трейдер и вице-президент Гильдии обжарщиков кофе США. Денег на это, по словам владельцев Traveler’s Coffee, никогда не жалели.

В 2005 году при одной из своих кофеен компания построила мини-обжарочный цех. Обжарщики на глазах у посетителей жарили и расфасовывали зёрна. «Мы хотели, чтобы потребители поняли, что кофе должен быть свежеобжаренным, а не упакованным в пакет без даты, какие до сих пор продают в российских супермаркетах. "Ажиотаж", наверное, — слишком пафосное слово, но интерес и правда был большой. В первые годы Крис просто сидел в кофейне, это был его офис, он общался с людьми, которые к нам приходили, рассказывал, что такое хороший кофе. В то время у нас не было денег на крупномасштабные маркетинговые истории, так что поначалу мы образовывали людей сами», — рассказывает Светлана.


Светлана Тара-Браун

Бурный рост компании связан с франчайзиногм («аренда» товарного знака или коммерческого обозначения). Всё изменилось в 2006 году, когда Кристофер подписал первый контракт. Кризис 2008 года для Traveler’s Coffee, в отличие от большинства других закрывшихся компаний, стал толчком к развитию: Traveler’s Coffee открывает собственный кондитерский цех и первую кофейню в Баку. Через два года запускают кофейни в Москве и Санкт-Петербурге. В 2011 году общее количество кофеен достигает 50, четверть из них находятся в европейской части России. В этом же году сеть выходит в Казахстан. В 2012-м — 64 кофейни в 35 городах и в четырёх странах — Traveler’s Coffee пришла в Украину.

Еда в меню Traveler’s Coffee появилась в первой же кофейне. Тогда всё готовили на собственной кухне, небольшим тиражом. «Мы изначально понимали, что строим большую сеть. Единственное, долгое время сомневались, нужна ли нам еда, потому что многие западные кофейни — это всё-таки больше напитки и какие-то лёгкие закуски. Но я знала русских, которые к нам пойдут, и знала, что в первые годы не будет всей этой кофейной культуры, когда человек хочет выпить кофе, но при этом не хочет сэндвич или десерт», — говорит Светлана.

Сейчас кухни есть в каждой кофейне, но ряд блюд готовится на централизованном производстве, в том числе десерты. Собственное кондитерское производство компания Traveler’s Coffee открыла в 2008 году в Новосибирске, тогда же начали отлаживать технологические процессы производства на базе удалённых предприятий. Когда первая кофейня Traveler’s Coffee открылась в Красноярске, в её меню уже были кесадилья, картофель фри, завтраки, супы и салаты. И, разумеется, десерты. Серьёзным рестораном место не считалось никогда, скорее доступным для студентов и удобным для того, чтобы поболтать за кофе. Сейчас в меню сети появились горячие блюда (вроде судака с овощами или жареной индейки с грибами) и больше сэндвичей, при этом о личности шеф-повара, который за всё это отвечает, в Traveler’s никто не говорит. С десертами ситуация обратная, но не сказать что на 100 % удачная.


Флагманская кофейня Traveller’s Coffee в центре Новосибирска

Сеть Traveler's Coffee на данный момент насчитывает 20 собственных кофеен и 56 работающих по франшизе, четверть которых находится в европейской части России. Компания намеренно не хочет активного развития в Москве и Санкт-Петербурге, где сейчас есть лишь несколько кофеен Traveler's Coffee. Осенью 2013 года в Китае заработала первая кофейня сети, а в следующем году там же откроют собственный обжарочный цех. Сегодня компания обжаривает кофейные зёрна только в Новосибирске, и уже оттуда везёт во все остальные города.

На вопрос, почему сеть Traveler's Coffee решила выйти на китайский рынок, Кристофер Тара-Браун отвечает, что Китай сейчас похож на Россию начала 90-х: «Пустой рынок, куда ты заходишь и начинаешь людей учить пить кофе. Если там начать работать активно, то это даст большой рост». Светлана поддерживает мужа: «Мы не стремимся ни в Москву, ни в Петербург. Одна кофейня в Москве стоит как две-три в регионах. Российские столицы — это совершенно другой мир. А в Китае оказались наши знакомые, которые тоже занимались обжаркой. Они решили влиться в бизнес Traveler's, это оказалось интересно для наших инвесторов. Всё же они понимают, что Китай быстро растёт в своём экономическом процветании и хочет использовать все новшества мира, в том числе и кофейные».

За дальнейшее развитие сети волноваться не приходится. В сентябре 2013 года в компании произошло ещё одно важное событие — на работу в Traveler’s Coffee перешёл бывший вице-президент Starbucks Дин Торренг, переехавший вместе с женой Кетлин и тремя собаками в Новосибирск из Миннесоты, США. Дин управлял развитием сетей кофеен в Starbucks с 1994 по 2009 год, а с 2009 по 2012 занимался тем же самым в Миннесоте для компании Caribu Coffee.



Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале