Кому молятся пчеловоды?

В канун Медового Спаса соты в ульях наполнены до отказа, и пасечникам пора приступать к сбору. По старинному обычаю в первый день Успенского поста верующие приходят в храмы святить мед. Следуя благочестивой традиции, некоторые не едят мед нового сбора до его освящения в храме.
Большой улей на монастырской пасеке
 Большой улей на монастырской пасеке

 

С давних времен разведение пчел у разных народов считалось делом богоугодным. Не случайно в храмах перед иконами во время Богослужений горят восковые свечи. Отцы Церкви считали, что использование именно пчелиного воска для изготовления церковных свечей имеет глубоко символическое значение. Архиепископ Симеон Солунский еще в XV столетии писал: «Воск, как вещество самое чистое, означает чистоту нашу и искренность приношения».

В дни сочельников - Рождественского и Богоявленского - православным христианам предписывается употреблять в пищу сочиво, а на поминальных трапезах кутью и коливо. В состав этих кушаний традиционно входит мёд.

Как и у моряков, лекарей, купцов, воинов, ремесленников, у пасечников были свои святые покровители.

 Самый почитаемый святой у пчеловодов-католиков - Амброзиус (339-397). Легенда гласит, что когда Амброзиус был грудным младенцем, во время сна на его лицо привился пчелиный рой, а затем улетел, и ни одна пчела его не ужалила. Имя святого происходит от слова «амброзия», означающего «пища богов», «мед», так как проповеди Амброзиуса были подобны истекающему меду. Традиционно святой изображается с ульем-сапеткой, что символизирует ученость и силу слова. В католической церкви праздник этого защитника пчел и пчеловодов отмечается 7 декабря.

 Изображение Иоанна Златоуста с ульем, аллегорически подчеркивает величие и красноречие святого.

 Святой Рохус (1295-1327) в католической церкви почитается как защитник от чумы и прочих эпидемий. Лечил он освященным медом. То ли пребывание больного у пчелиного улья, то ли медовая терапия, а, скорее всего, совместное воздействие этих факторов приводили к исцелению. Святой Рохус также изображается с пчелиным ульем.

Святой К.Барромеус (16 в.), настоятель католического храма, также был известен своей борьбой против чумы, изображался с медовым сотом.

 В Болгарии и в Западной Украине 23 февраля чествовали память святого Харлампия. Епископ Харлампий жил и проповедовал в г. Магнезия (Малая Азия). Он обращал широкие массы языческого населения в христианство, слыл народным лекарем, используя среди прочих естественных продуктов мед и воск для лечения различных болезней. Христианской церковью был провозглашен святым, целителем людей.

В Болгарии в день св. Харлампия христиане не работали. Женщины вставали пораньше, пекли лепешки с изображением крестов и ульев. Лепешки, соты и судочки с медом относили в церковь на торжественную литургию. После литургии на лепешки намазывали освященный мед и раздавали родным и знакомым в честь этого праздника.

В некоторых местах освященный мед хранили за алтарем в течение 40 дней, а затем использовали как лекарство. В день этого святого совершались противочумные обряды, на которых употреблялся освященный мед. За неделю до праздника св. Харлампия пчеловоды поставляли на рынок мед, медовые соты, воск, восковые свечи. Многие церкви в Болгарии носят имя этого почитаемого покровителя пчеловодства.

Любопытно, что религиозные пчеловоды из Сербии  до сих пор делают ульи в виде маленьких монастырей и церквей.

В России и в Украине самыми почитаемыми заступниками пчеловодства издавна были святые Зосима и Савватий. Между днем св. Зосимы (30 апреля) и св. Савватия (10 октября) укладывался весь пчеловодный сезон.

 

 Прп. Савватий и Зосима
 Преподобные Зосима и Савватий

Преподобный Савватий был иноком Кирилло- Белозерского монастыря, затем перешел в Валаамский монастырь, и, наконец, в 1429 г. морем переезжает на Соловки. В 1436 г. в поисках уединения, на Соловки прибывает Зосима, а в 1452 г. община выбирает его игуменом.

В народе считают, что именно Зосима и Савватий научили людей правильно содержать свою пасеку, хотя документальные данные на этот счет отсутствуют. Однако именно при жизни этих святых, в пятнадцатом столетии крылатые труженицы начали "приручаться". Поэтому  не удивительно, что на иконах они изображены с разными орудиями пчеловодов того времени: лестницей, веревкой, даже, топором или ножом. 

 

30 апреля на Зосиму-пчельника семьи вывозили на пасеку, посреди нее ставили накрытый чистой скатертью стол, на него - хлеб и соль, черепок с жаром, богоявленскую воду и оставшуюся от пасхальной заутрени свечу, молились святым Зосиме и Савватию, обходили вокруг пасеки с зажженной свечой, окропляли ее освященной водой.

2-10 октября отмечалась «пчелиная девятина», когда пчеловоды собирались вместе, ели мед, пили медовое пиво, выпекали медовое печенье, угощали продуктами пчеловодства родных и знакомых.

К осеннему Савватию даже в теплую осень убирали ульи на зиму в погреба или мшанники. Пчеловоды в этот день молились святому о сбережении своего хозяйства. О том же просили молиться Савватию малых детей: считалось, что ребенок до 12 лет безгрешен, а потому его молитва о помощи пчелам - Божьим труженицам - имеет большую силу.
В былые времена при входе на пасеку обязательно была икона с изображением Зосимы и Савватия, а пасечник не помолившись не начинал свою работу.

В стихотворении И.Сурикова «Дед Клим» находим такие строки:

Вот и пчельник деда Клима:
Хата, садик и прудок-
И угодника Зосимы
Над калиткой образок.

 Этим святым посвящено много народных молитв, пословиц и поговорок: «Зосима-Савватий пчелу бережет», «Что у пчелы в соте, то Зосима-Савватий дал», «Пчелы - Божьи угодницы, и на Зосиму-Савватия свой молебен поют», «Зосима-Савватий цветы пчеле ростит, в цветок меда наливает», «Ты мед-то ломать ломай, да о Зосиме-Савватии вспоминай!», «Рой роится - Зосима-Савватий веселится», «Без Савватия-Зосимы рой пролетит мимо».

 По материалам открытых интернет-источников