Открывается фестиваль архивного кино «Белые столбы»

Задача кинофестиваля — расширить представление участников смотра о развитии отечественного и мирового кинематографа и напомнить о примечательных датах в его истории.
24 февраля 2914 года в подмосковных Белых Столбах (Домодедовский район) стартовал очередной, XVIII фестиваль архивного кино, сообщает «Российская газета». В мире такие фестивали привлекают всё большее внимание: сокровища киноархивов — живая история искусства, следы гениев, оставленные на старой поцарапанной киноплёнке, и каждая экскурсия в эту историю несёт волнующие, сенсационные открытия.

После вынужденного прекращения работы Музея кино Белые Столбы остались пока единственной площадкой России, где можно всё это увидеть. При том, что российский Госфильмофонд — одно из богатейших в мире собраний ушедшего в Лету, но живого и увлекательного кино. Между тем это кино становится особенно актуальным именно теперь, когда новейшие компьютерные технологии позволили не просто освободить старую плёнку от зерна и царапин, — стало возможным увидеть то, что было на ней запечатлено, но осталось невидимым даже для её первых зрителей. Старые фильмы фактически переживают второе рождение — как это случилось, например, с шедеврами Чарли Чаплина после их реставрации. Ведутся большие работы в этом направлении и в Госфильмофонде.

Всю свою судьбу связал с российским киноархивом один из наших крупнейших учёных, киновед Владимир Дмитриев, недавно ушедший из жизни, и первый фестиваль, проходящий без него, открылся посвящённым Дмитриеву фильмом.

«За время его работы наша коллекция увеличилась практически в два раза, и это именно личное дело Владимира Юрьевича. Это был какой-то совершенно фантастический, уникальный человек — личность. В этом фильме рассказывают о Дмитриеве люди, которым он сделал много хорошего — это режиссёры: Вадим Абдрашитов, Сергей Соловьёв, Никита Михалков», — отметила научный сотрудник Госфильмофонда Наталья Яковлева.


Кадр из фильма «Лермонтов», 1943 г., реж. Альберт Гендельштейн

В числе традиционных для фестиваля программ — «Великие столетия». Это посвящение крупнейшим деятелям мирового кино, столетие которых отмечается в год очередного фестиваля. На сей раз героями программы станут актёры Татьяна Окуневская (зрители увидят фильм с её участием «Это было в Донбассе» Леонида Лукова, 1945), Пётр Алейников (документальная лента «Пётр Мартынович и годы большой жизни»), Алек Гиннесс («Добрые сердца и коронеты»), Джекки Куган («Дни цирка»), выдающийся венгерский оператор Дьердь Иллеш («Добро пожаловать, господин майор!»); пройдут программы анимационных фильмов Бориса Дежкина и Норманна Макларена.

На фестивале вспомнят и мастеров, которые ушли от нас в прошлом году, — любимицу советской публики послевоенных лет Дину Дурбин («Первая любовь»), режиссёра Петра Тодоровского («Никогда»), японского мастера Нагису Осиму («Табу»), Вадима Юсова (многообразное творчество великого оператора будет представлено подборкой сатирических альманахов «Фитиль»).

Среди открытий начавшегося фестиваля — фильм выдающегося русского режиссёра эпохи немого и раннего звукового кино Якова Протазанова «Паломничество любви» — единственная его картина, снятая в Германии. Или «Пустое место» — короткометражная лента Александра Медведкина, снятая им в годы его знаменитого Кинопоезда. Кинопоездом он назвал оборудованные для киносъёмок, проявки плёнки и монтажа железнодорожные вагоны, кочевавшие по «ударным стройкам Первой пятилетки» и ставшие прообразом оперативной кинохроники и кинопублицистики тех лет.

Большинство фильмов, снятых таким образом, считались утраченными, и только недавно их отыскал киновед Николай Изволов.

Большая программа фильмов связана со столетием с начала Первой мировой войны (фильмы «Рождество в окопах», «Огнём и кровью», «Забытые люди», «Год 1914-й»).

450-летие Шекспира и 200-летие Лермонтова будут отмечены показом фильмов «Укрощение строптивой» 1929 года с Мэри Пикфорд и Дугласом Фербенксом и уникальной подборкой хроники репетиций разных лет в театрах СССР, а также забытым фильмом «Лермонтов» 1943 года в режиссуре Альберта Гендельштейна.

Интересна традиционная программа кинопроб, где зрители впервые могут увидеть уникальные кадры несыгранных ролей, на которые пробовались, но не были утверждены известные актёры. Не менее увлекательным обещает быть знакомство с работой Киноархива по реставрации практически утраченных фильмов. На этот раз нам обещают вторую премьеру восстановленных цифровым методом стереоскопических фильмов «Робинзон Крузо» Александра Андриевского (1947) и «Разноцветные камешки» Сергея Микаэляна (1960). Восстановлены также цветные варианты довоенных мультипликационных лент «Дед мороз и серый волк», «Джябжа», «Ивашко и Баба Яга»).

Для гостей кинофорума откроют свои двери хранилища Киноархива, его лаборатории и цехи по восстановлению пленки. Масляничная неделя на фестивале будет отмечена развлекательной программой с самоварами, пирогами и катанием на санях.

Фестиваль в Белых Столбах продлится до 1 марта. За пять дней покажут порядка 60 лент.



Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале