СПбГУ запускает уникальную программу «Научно-популярная журналистика»

С нового учебного года Санкт-Петербургский государственный университет запускает новую магистерскую программу «Научно-популярная журналистика». Цель программы, презентация которой состоялась в СПбГУ 13 марта 2014 года, — подготовка журналистов-универсалов, у которых будет общенаучная теоретическая база и практические навыки создания научно-популярных текстов и видеопрограмм.
По словам руководителя программы, доктора филологических наук Юлии Борисовны Балашовой, целевой аудиторией станут бакалавры естественнонаучного и гуманитарного блоков — биологи, физики, философы, математики, имеющие желание попробовать себя на ниве популяризации науки, сообщает «Наука и жизнь».

Среди дисциплин, которые предстоит изучать будущим магистрантам, — «Современное естествознание», «История научно-популярной журналистики», «Экологическая журналистика», «Создание научно-популярного текста для сетевых СМИ», «Научная популяризация в печатных/аудиовизуальных СМИ».

Студенты уже во время обучения смогут попробовать свои силы на страницах ведущих научно-популярных изданий страны, на телеканалах и радиостанциях, освещающих научно-популярную тематику.

Научные журналисты — посредники между учёными и широкой аудиторией, которая в последнее время всё больше и больше интересуется научными разработками, современными технологиями и основополагающими вопросами: как устроен мир, что такое жизнь. Задача научного журналиста не только найти общий язык с учёным, но и заинтересовать читателя, зрителя, слушателя.

«Ваша работа — это искусство», — сказала в адрес немногочисленных пока что в России научных журналистов нейролингвист Татьяна Черниговская на презентации магистерской программы. Будучи очень востребованным экспертом в области когнитивных наук, Черниговская — частый гость теле- и радиопередач, газет и журналов.

Выпускники новой магистерской программы смогут не только работать в научно-популярных СМИ, но и стать квалифицированными сотрудниками пресс-служб вузов и различных научных организаций.

Те, кто сегодня в России занимается научной журналистикой, профессией овладевали на практике. Среди таких журналистов немало учёных, овладевших литературным мастерством или обнаруживших в себе талант телеведущих, немало и тех, кто пришел в профессию из журналистики, почувствовав интерес к научной тематике. Так или иначе, это профессия на стыке огромного мира знаний, который с каждым днём становится всё больше и больше, и искусства — телевизионного, литературного, изобразительного.



Специализированные курсы научной журналистики Массачусетского технологического института, Колумбийского университета, Университета Беркли, Нью-Йоркского университета и других ведущих мировых образовательных центров пользуются сейчас большой популярностью. Но не всё зависит только от желания учиться и умения популярно рассказывать о науке. Научному журналисту нужна своя инфраструктура — каналы распространения информации, профессиональные сообщества, мастер-классы, специализированные издания. Пока что у нас ничего этого нет, и здесь мы сами не справимся без встречного интереса со стороны государства и научного сообщества.

«Если мы, учёные, будем продолжать сидеть в своей башне из слоновой кости и пренебрегать общением с прессой, то не стоит удивляться, что однажды выйдя на улицу, обнаружим там джунгли и дикарей», — покритиковала своих коллег Татьяна Черниговская. Она отметила, что многие учёные продолжают путать популяризацию и популизм, считая, что на самом деле никому не интересно, чем они занимаются. Но это не так. Многие выдающиеся учёные оказались не менее успешными популяризаторами науки. Книга профессора Корнельского университета физика-теоретика Брайна Грина «Элегантная Вселенная» о теории суперструн вышла в финал Пулитцеровской премии. Эта премия — одна из наиболее престижных американских наград в области литературы, журналистики, театра и музыки. А книга космолога Стивена Хокинга «Краткая история времени» по тиражам давно обошла многие мировые бестселлеры.

Сейчас по оценкам аналитиков материалы, посвящённые достижениям отечественных учёных, занимают лишь 5% от всей той информации, которая транслируется российскими СМИ. А специализированные научно-популярные СМИ и рубрики отельных изданий много пишут о зарубежных исследованиях, но не потому что они лучше и значительнее наших, а потому что информация об этом доступна. Появление в российских вузах специальных образовательных программ по научной журналистике — сигнал о том, что эта ситуация вскоре изменится.



Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале