Cегодняшний первокурсник. Портрет на фоне социальных сетей

Каждый год в сентябре меня чуть ли не ежедневно спрашивают: «Ну как сегодняшние первокурсники? Чем они отличаются от прежних студентов?». И я неизменно отвечаю: мол, в сентябре все студенты хорошие, особенно те, кто всего несколько недель назад получил студенческий билет. Вот пройдёт время, начнётся зимняя сессия – и тогда сразу станет ясно, кто что собой представляет, и уже можно будет, образно говоря, отделить овец от козлищ. Однако первые выводы, пусть и предварительные, нетрудно сделать уже сейчас, по прошествии первого месяца нового учебного года.

Прежде всего, сегодняшний первокурсник – человек, безукоризненно разбирающийся в гаджетах. У каждого второго – последние (или в крайнем случае предпоследние) модели айфонов и айпадов, с которых зайти в интернет прямо в аудитории, во время занятия, не составляет никакого труда. Но это обстоятельство далеко не всегда свидетельствует о том, что студент лишь телом присутствует на лекциях или семинарах, а сердцем и душой – в социальных сетях. Рассказывая о том или ином эпизоде истории зарубежной журналистики, например об ораторском искусстве какого-нибудь выдающегося западного политического деятеля, я прошу студентов залезть со своих гаджетов на ютуб и найти видеозаписи его речей. Мы вместе их слушаем и анализируем. Ещё три-четыре года назад такой технической возможности у нас не было.

Сегодняшний первокурсник – большой поклонник социальных сетей. Вы можете возразить: это касается не только первокурсников; и пять, и даже десять лет назад социальные сети уже насчитывали множество пользователей из числа студентов. Да, это так, но сегодня наблюдается тенденция к упрощению, минимизации форм самовыражения молодого пользователя в виртуальном пространстве. Вот пример. Десять-двенадцать лет назад одной из первых таких публичных площадок в интернете был ЖЖ, или «Живой журнал», livejournal.com. Когда он стал доступен студентам (это произошло примерно в начале нулевых годов), блоги вели все. Или почти все. Юноша или девушка, у которых не было соответствующего аккаунта, встречались почти так же редко, как если бы сегодня кто-нибудь игнорировал популярнейшую молодёжную виртуальную площадку «Вконтакте». И хотя далеко не все записи (посты) отличались оригинальностью, красотой слога, а порой и здравым смыслом, ЖЖ был почти идеальным местом как для выражения своего мнения, так и для тренировки пера и совершенствования литературного и журналистского стиля.

Во второй половине нулевых годов с развитием альтернативных электронных площадок с более простой и в то же время разнообразной навигацией – таких, как ICQ (или в просторечии аська – это средство обмена короткими сообщениями появилось даже раньше ЖЖ), «Одноклассники» и, наконец, «Вконтакте», – которые предусматривали более простые формы выражения мыслей и чувств, студенты стали один за другим покидать livejournal.com. Сегодня здесь остались лишь единицы первокурсников, если не меньше. Да и то – оригинальные записи встречаются в ЖЖ очень редко. Скорее, студенты постят фотографии, мемы, демотиваторы и видеоролики из открытых источников, делают ретвиты заинтересовавших их материалов и дают ссылки на статьи из электронных СМИ.

Почему первокурсников практически нет в ЖЖ? Дело в том, что каждая новая социальная сеть мобильнее и оперативнее предыдущей. Вот появился и завоевал сердца и время пользователей Facebook. И молодёжь (да и не только она) ринулась туда – из-за большего, чем в livejournal.com, разнообразия функций: ведь проще простого написать не глубокомысленный пост, а всего две-три фразы или выложить фоточку и собирать урожай лайков (этой функции нет в ЖЖ) или короткие восхищённые реплики виртуальных фрэндов. Facebook оказался лучшей площадкой для дискуссий, чем «Живой журнал», рассчитанный скорее на самопозиционирование.

Но прошло ещё немного времени, и студенты предпочли новые, ещё более простые формы коммуникации. Такой формой стал Twitter. Писать сто сорок знаков куда проще, чем даже два-три абзаца, не говоря уже о полноценном посте в блог. Да и снимок прикрепить к нехитрому текстику – тоже секундное дело.


Скриншот Instagram с хэштагом #журфакМГУ. В нижнем правом углу - видео с лекции автора -)

Совсем недавно появился Instagram, который по сути является «твиттером» наоборот: не к сообщению прикрепляется картинка, а под картинкой – снятой на камеру айфона фотографией – пишешь текст. Сегодняшний первокурсник — в первую очередь человек Instagram. Но интересно, что молодой пользователь часто уже не довольствуется короткой подписью к снимку, а пишет иногда вполне связный текст, достойный полноценного поста на уже старомодной площадке livejournal.com. В Instagram появились даже специальные виртуальные эстафеты, которые первокурсники пересылают друг другу: например, написать под фотографией двадцать фактов о себе или выложить последний снимок из фотопапки в айфоне. Если эта тенденция будет сохраняться, то через несколько лет, когда студенты уже получат дипломы о высшем образовании, Instagram вернёт себе изначальные функции «Живого журнала».

Что ещё характеризует сегодняшнего первокурсника? Многие мои коллеги скажут о так называемом клиповом сознании, клиповом мышлении семнадцати-восемнадцатилетних молодых людей, вызванном не только гаджетоманией, но и не в последнюю очередь системой оценки знаний в школе и при поступлении в вуз через пресловутый ЕГЭ. Впрочем, это тема отдельного (возможно, нашего следующего) разговора, который выходит далеко за рамки портрета первокурсника на фоне социальных сетей.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале