Ленин: попытка портрета

Сегодня — сто пятьдесят лет Владимиру Ильичу Ульянову (Ленину). Очевидно, что не будь его во главе большевистской партии, Совет народных комиссаров не смог бы удержать власть в своих руках. Таким образом, роль и место Ленина в истории русской революции, да и вообще в мировой истории, поистине уникальны.

В детстве и юности я встречал пятерых или шестерых ветеранов, которые в молодости работали вместе с вождём мирового пролетариата, и слышал много интересных рассказов о нём. Образ Ильича настолько психологичен, что для его раскрытия нужен художник слова уровня Софокла. Но Софокла пока не появилось, и я позволю себе нанести несколько штрихов к этому портрету. То, что интересно в образе Ленина лично мне. 

Сразу оговорюсь: мои рассуждения — не обывательские. Я читал все пятьдесят пять томов собрания сочинений Ильича (а некоторые тома — несколько раз) и даже работал в закрытых архивах с его до сих пор засекреченными бумагами, много раз был на его родине в Ульяновске (Симбирске), читал воспоминания соратников. Больше всего меня поражает в Ленине полная атрофия нравственного чувства. Речь даже не о его атеизме, хотя строки «Всякий боженька есть труположство... Всякая религиозная идея о всяком боженьке, всякое кокетничанье с боженькой есть невыразимейшая мерзость... самая опасная мерзость, самая гнусная зараза» (ПСС, т.48, с.226-227) свидетельствуют о маниакальном фанатизме автора.

Прижизненное издание

Ленинская характеристика нравственности, сделанная им на III съезде комсомола 2-го октября 1920 года (у нас в школе даже торжественные линейки с выносом пионерского знамени каждый год проводили в этот день), поражает своим запредельным цинизмом: «Всякую такую нравственность, взятую из внечеловеческого, внеклассового понятия, мы отрицаем... Мы говорим, что наша нравственность выводится из интересов классовой борьбы пролетариата... Для нас нравственность подчинена интересам классовой борьбы пролетариата... Мы говорим: нравственность — это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидающего новое общество коммунистов... Мы в вечную нравственность не верим и обман всяких сказок о нравственности разоблачаем» (ПСС, т.41, с.309). Как видим, предельно откровенное высказывание. Отсюда рукой подать до известного обращения Гитлера к армии перед началом войны: «Солдаты, я освобождаю вас от древней химеры, именуемой совестью, во славу Великого Рейха! Десять заповедей утратили свою актуальность. Совесть — еврейское изобретение, это недостаток, как обрезание».

Но пролетариат, да и крестьянство, Ленин рассматривал исключительно как инструмент в деле достижения своей цели — мировой революции. Когда вождю доложили, что в Ивановской губернии рабочие не вышли на работу из-за праздника святителя Николая Чудотворца (19 декабря 1919 года), он тут же написал заместителю председателя особого отдела ВЧК Эйдуку: «...Мириться с "Николкой" глупо... немедленно нужны экстренные меры... Надо поставить на ноги всё ЧК, чтобы расстреливать не явившихся на работу из-за "Николы", чтобы предупредить прогулы на Рождество и Новый год» (РГАСПИ. Ф.2. Оп.1. Д. 12176).

Подобных цитат можно привести немало — как из 55-томного собрания сочинений, так и из архива социально-политической истории. Но меня интересует вот какой вопрос: как могло произойти такое с человеком, выросшим в интеллигентной и образованной семье? Отец Ленина Илья Николаевич Ульянов, выпускник Казанского университета, работал инспектором и директором народных училищ Симбирской губернии. На ниве народного просвещения он дослужился до генеральского чина — действительного статского советника, имел пять орденов Российской империи, среди которых — орден святого Владимира III степени, дававший право на потомственное дворянство. Есть много свидетельств об исключительной порядочности и глубокой личной вере Ильи Николаевича. Он умер от инсульта, когда Владимиру было неполных шестнадцать лет, в пятьдесят три года (именно столько же проживёт на белом свете и его знаменитый сын).

В центре — Илья Николаевич Ульянов

Ещё поразительнее тот факт, что Ленин ни в статьях, ни в письмах ни разу не упомянул об отце. Сохранились его письма к матери, сёстрам, брату, написанные в дни рождения, смерти Ильи Николаевича, но нигде об этих семейных датах ни слова. (Для сравнения — другие семейные годовщины Ильич упоминал в письмах к родне много раз.) После революции 1917 года, вернувшись в Россию, Ленин каждый год ездил из Москвы в Петроград на могилу к матери и, по воспоминаниям очевидцев, плакал у её надгробия. В Симбирск — поклониться могиле отца и навестить малую родину — он за то же время, в отличие, опять же, от сестёр и брата, не съездил ни разу. Я спрашивал многих историков, научных сотрудников музеев Ленина, и никто не мог мне вразумительно объяснить это более чем странное обстоятельство.

Семья Ульяновых

Мать Ленина Мария Александровна также имела высшее образование (что было по тем временам исключительной редкостью), знала четыре иностранных языка. Она и воспитывала шестерых детей, часто одна: муж часто уезжал в командировки по губернии. Когда дети выросли и стали революционерами, Мария Александровна поддержала их выбор. Её двое детей умерли в младенчестве, ещё двое — Александр и Ольга — в юности. Александра казнили за участие в покушении на Александра Третьего, точнее, за отказ написать прошение императору о помиловании, и он был, кажется, единственным из своих единомышленников, кто отказался от исповеди и причастия перед казнью. Ольга умерла в девятнадцать лет от тифа — Бог уберёг её от участия в революционном движении. Те же, кого Бог от этой участи не уберёг, — Анна, Владимир, Дмитрий и Мария, — увидели зарево мирового пожара. Мать не дожила до революции год. Она умерла на девятом десятке, так и не дождавшись внуков: браки её детей Анны Ильиничны, Владимира Ильича и Дмитрия Ильича оказались бездетными, Мария Ильинична замуж не вышла (даже после революции, когда её старший брат стал главой советского правительства). Лишь после смерти Марии Александровны у Дмитрия родился внебрачный сын, а потом он развёлся, и через несколько лет от второго брака у него родилась дочь. Это единственные потомки семьи Ульяновых.

И напоследок — никакого Владимира Ильича Ленина в природе не было. Нет, это не шутка. При жизни Ленина так никто из соратников не звал. Его псевдоним состоял не только из фамилии Ленин, но и из имени Николай — Николай Ленин (как Андрей Белый или Максим Горький, где псевдонимом являются оба слова). Большинство официальных документов и все прижизненные книги Ильича выходили за подписью «Н.Ленин (В.Ульянов)». Кентаврик «Владимир Ильич Ленин» появился уже после смерти вождя, то есть меньше ста лет назад.

Впервые опубликовано 6 ноября 2014 года

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале